Север и рынок. 2013, N 3.
Признание российской Арктики не просто сырьевым придатком страны, а зоной её стратегических интересов обусловливает возрастание роли социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Процесс освоения ресурсов должен учитывать не только интересы компаний, осуществляющих производственную деятельность в нефтегазовом секторе, но и интересы региона, в котором ведётся разработка месторождений. С этой целью необходимо развивать соответствующую инфраструктуру, в том числе коммунальную энергетику, на принципах государственно-частного партнёрства (ГЧП). Инвестиции определяют темпы экономического роста. Поэтому анализ условий, влияющих на инвестиционные решения, позволяет сформировать предложения по реализации экономической политики инвестиционного процесса, в том числе с позиций инвестиционной, экологической и энергетической безопасности, а также с учётом решения социальных задач (макроуровень). В свою очередь, принимая инвестиционное решение, предприятие оптимизирует свою деятельность с позиций эффективности использования капитала, т.е. максимизации рыночной стоимости или прибыли предприятия (микроуровень) [1]. Управление инвестициями в энергетическом комплексе должно осуществляться с учетом реализации задачи повышения энергоэффективности, т.е. увеличения отдачи от каждой используемой единицы энергетического ресурса. К общероссийским проблемам коммунальной энергетики (высокая изношенность распределительных тепловых сетей и большие потери при передаче тепловой энергии; низкая эффективность работы малых источников тепловой и электрической энергии и высокая изношенность их оборудования) добавляются проблемы дорогостоящего привозного топлива, а также избыточная мощность объектов генерации, поскольку характерные для России последних 20 лет масштабная деиндустриализация и демографический спад усугубляются на территории АЗРФ «отрицательной» миграцией. Соотношение себестоимости и меновой стоимости объектов недвижимости и более чем 2-кратная финансовая социальная нагрузка по сравнению с регионами средней полосы России при сопоставимом уровне доходов населения предопределяют минимизацию численности населения и в будущем. Несмотря на избыточность энергосистемы Кольского полуострова, Мурманская область ввозит большое количество топочного мазута. Дисбаланс в расходах на топливо и доходах от продажи тепловой энергии приводит к высоким затратам бюджетных средств на сдерживание роста тарифов. Отказ от «посреднических» услуг и учет сезонного колебания цен на мазут (рис.1) позволяет несколько снизить расходы (примерно на 20%), но не решает в полной мере эту проблему. Отсюда следует важность реализации проектов, направленных на снижение мазутозависимости. f Д и н а м и к а с р е д н е в з в е ш е н н ы х ц е н н а м а з у т М -1 0 0 в 2 0 08 -2 0 12 гг 14ССС - У 2007 Н 2008 У 2009 У 2010 У 2011 2012 Рис.1. Сезонная динамика цен на мазут [2] 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz