Север и рынок. 2013, N 3.
продаваемой в стране, отечественного производства, остальное — импорт из стран Евросоюза, в основном из Германии. Глава объединения производителей органической продукции в России Александр Коновалов признает, что биопродукты сейчас дороги, их стоимость в рознице превышает цену традиционной сельхозпродукции в среднем на 70-100%, на некоторые виды - в 3 раза. Европа испытывает дефицит земли, пригодной для производства органической продукции, а в России пустует 40 млн га. Сейчас в экообороте задействовано примерно 150 тыс. га. Но, если закон примут, если будут субсидии в рамках «зеленой корзины», которую не лимитирует ВТО, Россия может выйти на рынки Европы и занять до 20% рынка [8]. Эксперты отмечают, что развитию органического рынка России мешают отсутствие единой и официальной системы органик-сертификации, общей концепции развития и правил органического земледелия, понимания потребителем, что такое органик-продукты, установка барьерных цен крупными торговыми сетями. При этом изменение потребительских предпочтений в сторону здорового питания, развитие специализированных розничных магазинов, розничной торговли в интернет-магазинах, наличие в России обширных свободных земель, не обработанных химикатами, говорят о большом потенциале рынка [4]. Производство органической продукции - одно из перспективных, инновационных направлений развития сельскохозяйственных предприятий Мурманской области. В настоящее время в области осуществляют производственную деятельность 16 сельскохозяйственных предприятий, 26 крестьянских фермерских хозяйств, 6,9 тыс. личных подсобных хозяйств, и именно они являются источником обеспечения населения высококачественными продуктами питания, такими как мясо, молоко, яйца. Местные сельхозпроизводители самым благоприятным образом влияют на состояние потребительского рынка, на уровень розничных цен в сторону понижения и решают важную задачу для объектов социального назначения (больницы, детские сады, школы), обеспечивая свежей, диетической продукцией. К сельскохозяйственным предприятиям, которые пополняют продовольственный рынок региона продукцией собственного производства относятся: - ООО «Мурманский «Агрохолдинг» в состав которого входят ООО «Птицефабрика «Мурманская», ООО «Свинокомплекс «Пригородный», ООО «Деликат». ООО «Мурманский «Агрохолдинг» - мясоперерабатывающее предприятие полного цикла: от производства высококачественного сырья до прямых продаж в фирменных магазинах «Деликат»; - ГОУСП «Тулома» самое крупное предприятие в области по производству молока, на котором имеется цех по его переработке, где ежедневно вырабатывается до 20 тонн продукции - молоко пастеризованное, кефир, творог и др. продукция. Большая часть производимой продукции реализуется через местную торговую сеть; - СХПК «Тундра» и «Оленевод» являются племенными репродукторами по разведению оленей. Оленина и деликатесная продукция из нее, которую выпускают предприятия, реализуется на внутреннем рынке и пользуется повышенным спросом у населения области. Уровень самообеспечения по основным продуктам в области имеет низкие показатели. По данным статистики в 2011 г. он составил: по мясу17%, молоку 14%, яйцу 45%, картофелю 23% (табл.), но в условиях Севера, где сельскохозяйственное производство значительно ограничено природно-климатическими и экономическими факторами, выпуск местной продовольственной продукции играет важную роль, обеспечивая определенную автономность региона в удовлетворении минимальных потребностей населения в важнейших видах продовольствия, особенно в случае возникновения кризисных ситуаций (экономических, политических, техногенных, экологических, природных и др.), при которых поступление продовольствия в регион может быть прервано. Присутствие местной продукции на региональном продовольственном рынке существенно препятствует монополизации локальных рынков отдельными поставщиками завозной продукции, оказывая существенное понижающее влияние на уровень розничных цен. В настоящее время и на перспективу сохраняется и социальная значимость местного производства, являющегося основным поставщиком качественной продукции в учреждения здравоохранения, школы, детские сады, а также организациям общественного питания городов и промышленных предприятий [9]. Достигнутые объемы местного сельскохозяйственного производства не достаточны для обеспечения душевого потребления основных видов продовольствия в регионе (табл.). Вместе с тем, проводимая аграрная политика в Мурманской области последних лет показывает, что благодаря государственной поддержке предприятий внедряются новые 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz