Север и рынок. 2013, N 3.
При этом нельзя не отметить существование позитивных процессов постепенного перераспределения полномочий между субъектами федерального и регионального уровней. Рыночная экономика по сравнению с директивной повышает требования к качеству управленческих решений, потому что в условиях рыночной конкуренции и хозяйственной самостоятельности нужно не только самостоятельно выявить эти цели, необходимо также обосновывать варианты решений (стратегические альтернативы) по развитию экономической системы на основе критериев эффективности.[5, с. 23]. Примером такой работы служит Стратегия социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 г., утверждённая в декабре 2011 г. Разработчиками стратегии в максимальной степени были учтены различные вызовы и факторы развития региона, однако, даже при этом невозможным являлся точный прогноз ситуации во внешней и внутренней среде, включая глобальные депрессивные явления. Безусловно, существуют обстоятельства, на которые органы государственной власти и муниципального управления, представители бизнеса и гражданского общества повлиять практически никак не могут. Например, это колебания спроса и цен на мировых рынках, послужившие на рассмотренном примере причиной возникновения необходимости внесения корректуры в среднесрочные планы развития Мурманской области в связи со сдвигом сроков ввода новых стратегических объектов, в частности Штокмановского месторождения. Однако при этом, условно можно выделить ещё две группы внешних вызовов в социально экономическом развитии региона. Первая группа - факторы, на которые влияние региона минимально, но все-таки возможно: перераспределение полномочий в сфере государственного управления и укрепление централизма, в том числе в сфере бюджетной политики; международная ситуация, в том числе в борьбе за ресурсы Арктики (в частности, делимитация акваториальных границ). Вторую же группу составляют те явления, на которых следует акцентировать наибольшее внимание управленческих и общественных институтов на пути к интеграции своей деятельности с целью защиты интересов региона: взаимодействие с отдельными заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе по реализации федеральных целевых программ и проектов; диалог с управляющими компаниями (холдингами) по вопросам развития соответствующих предприятий и организаций; приграничное сотрудничество и т.п. И именно в данном направлении видится путь к созданию основы для эффективных методов прогнозирования социально-экономического развития Мурманской области, базирующихся на концепции сценарного подхода и позволяющих в максимальной степени учесть интересы региона в рамках реализации государственных стратегий. Литература 1. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.: [утверждена Президентом РФ 20.02.2013г.] // http://government.ru: С айт Правительства РФ. Режим доступа : http://government.ru/docs/22846/index.html 2. Кравченко Е., Стеркин Ф. Энергетическая революция // Ведомости. 2012. № 98 (3112). С.8-13. 3. Узяков М.Н. О качестве научного предвидения // Проблемы прогнозирования. 2008. № 1. С.3-18. 4. Селин В.С. Проблемы и тенденции экономического развития Мурманской области в долгосрочной перспективе / / http://minec.gov-murman.ru: С айт министерства экономического развития Мурманской области. Режим доступа : http://minec.gov- murman.ru/content/expert opinion/sub04 5. Дудов Н.Н. Стратегические альтернативы развития северных регионов: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Иркутск. 2008. 202 с. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz