Север и рынок. 2013, N 3.

При этом, сценарии развития, как правило, разрабатываются на основе показателей, полученных в результате экстраполяции основных демографических и экономических трендов последних десятилетий, мало учитывающих влияние существующих внешнеэкономических, экологических, социальных, политических и других рисков. Наиболее существенными при этом могут оказаться несовпадения прогнозных оценок с фактически складывающейся динамикой при средне- и долгосрочных прогнозных построениях. Ярким примером подобной ситуации может являться прошлая версия энергетической стратегии до 2020 г., принятая Правительством РФ в 2003 г. Тогда, даже согласно оптимистическому сценарию, темпы экономического роста на долгосрочную перспективу оценивались менее чем в 5%. В действительности в 2004-2007 гг. они составили около 7 процентов. Как сложится экономическая динамика в последующий (до 2020 г.) период, безусловно, точно не известно. Тем не менее ясно, что, по крайней мере, в среднесрочном периоде предыдущая версия энергетической стратегии не смогла сыграть предупреждающую роль в прогнозировании серьезных дефицитов в энергетической сфере и особенно в электрогенерации. В настоящее же время неблагоприятные, в том числе шоковые изменения конъюнктуры мировых рынков, вновь вызвали необходимость пересмотра временных и экономических параметров прогнозируемых сценариев реализации национальных, региональных и отраслевых стратегий развития. Так, в августе 2012 года официальными представителями ОАО «Газпром» фактически была признана экономическая нерентабельность проекта освоения шельфового месторождения «Штокман» и заявлено о переносе окончательного инвестиционного решения по нему. Определяющую роль в этом сыграли последствия «Сланцевой революции» в результате внедрения в промышленную эксплуатацию технологии добычи газа из залежей сланцевых пород Северной Америки. Предполагалось, что США будут основным рынком сбыта штокмановского газа, однако освоение сланцевых месторождений коренным образом изменила ситуацию, как в Америке, так и на мировом рынке в целом. По состоянию на 2012 г. газ в США стал стоить существенно дешевле, чем в России. Кроме того, ожидается дальнейшее падение цен после строительства мощностей для экспорта сжиженного газа за пределы Северной Америки[2, c. 9]. В данном контексте на сегодняшний день в корректировке нуждается ряд прогнозов и программ, затрагивающих как региональные, так и общенациональные стратегии развития арктической зоны. В виду того, что Штокмановский мегапроект рассматривался как один из ключевых факторов, определяющих стратегию освоения арктических ресурсов, а также являлся базисом стратегии социально-экономического развития Мурманской области, его заморозка привела к осознанию необходимости разработки плана первоочередных мер, направленных на решение наиболее важных проблем развития региона. Одной из ключевых тем, выступающих при этом на передний план, является мазутозависимость региона. В настоящее время более 80% отпускаемой тепловой энергии в Мурманской области вырабатывается котельными, работающими на ввозимом мазуте. Складывающаяся в рыночных условиях цена на топочный мазут значительно превышает размер топливной составляющей в тарифе на тепловую энергию. Высокие цены в результате провоцируют достаточно большие долги перед теплоснабжающими предприятиями внутри региона, усиливая тарифный дисбаланс. Так, накопленные ими в период с 2005 по 2012 гг. убытки, даже с учётом полученных компенсаций из бюджетов различных уровней, составляют более 12 млрд руб. (около 30% доходной части бюджета Мурманской области). В бюджете 2012 г. субсидии на компенсацию недополученных теплоэнергетиками доходов составляют 2,5 млрд руб., при этом общая сумма их убытков оценивается в сумму около 5 млрд, что крайне негативно сказывается на развитии жилищно-коммунального и топливно-энергетического сектора Мурманской области, так как денежные средства, которые могли бы быть вложены в инфраструктурное развитие коммунальной системы региона, направляются на погашение задолженностей предприятий перед поставщиками топлива. Именно по этой причине после заморозки Штокмановского проекта вопрос газификации Мурманской области приобрёл новую актуальность. Преимущества масштабного перевода котельных области на газ видится органам региональной исполнительной власти в возможности значительной экономии средств регионального 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz