Север и рынок. 2013, N 3.

регион создает и реализует свою модель, отражающую его специфику. Мурманская область не может быть исключением из общего правила и должна выработать собственную доктрину, стратегию и модель социально-экономического развития в целях сбережения и развития социального потенциала. Доктрина социального развития Мурманской области должна содержать ясные, четко сформулированные идеи развития, стратегию и тактику, связанную с формированием и активизацией социального потенциала каждого муниципального образования, учитывающие факторы, условия и средства, ориентированные на устойчивое экономическое развитие региона. Таким образом, основой социально-экономического развития северного региона должно стать формирование социального потенциала как совокупности социальных, экономических и организационно-управленческих ресурсов обеспечивающих устойчивое развитие муниципальных образований. Литература 1. Гущина И.А., Довиденко А.В. Некоторые аспекты социальной жизни в малых городах северного региона // Север и рынок: формирование экономического порядка. Апатиты: изд-во КНЦ РАН. 2011 (28). № 2. С.80-84. 2. Гущина И.А., Положенцева О.А. Влияние кризиса на уровень социальной стабильности в Мурманской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. Апатиты: изд-во КНЦ РАН. 2011 (28). № 2. С..84-86. 3. Концепция Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. Режим доступа: http://economics.gov-murman.ru/ekonomika_oblast 4. Муниципальные образования Мурманской области. Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2011. 194 с. 5. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 12-32-01295 «Определение условий развития социального потенциала муниципальных образований северного региона»; РГНФ 13-32­ 01266 «Исследование и разработка принципов управления социально-экономическим развитием северного региона, ориентированных на индикаторы качества жизни»; часть результатов получена в рамках выполнения проекта по гранту РГНФ № 12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития» на 2012-2014 гг. АРКТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СЕВЕРНЫХ СТРАН КАК ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 3 Е.А.Корчак к.э.н., доцент Институт экономических проблем им Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация. Всевозрастающее значение Арктики обуславливает разработку и реализацию «арктической политики». Основа такой политики - устойчивое развитие, ориентирующее экономику территорий арктической зоны на обеспечение текущих экономических и социальных потребностей с учетом интересов коренного населения. Ключевые слова: Арктика, политика, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания. ARCTIC STRATEGIES OF THE EUROPEAN NORDIC STATES AS THE MAIN TOOLS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE E.A.Korchak PhD (Economics) Luzin Institute for Economic Studies Kola Science Centre of RAS 3 Исследование проведено в рамках гранта РГНФ №13-12-51010 «Коренные народы и устойчивое развитие местных сообществ Севера и Арктики РФ». 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz