Север и рынок. 2013, N 3.
такого фактора, приобщение с ранних лет к современным технологиям, благодаря чему, молодежь смело и быстро адаптируется к условиям их использования. Как значимая представлена проблема межпоколенческих отношений, больше известная как проблема отцов и детей. Невосприятие ценностей старших поколений означает конфликт, и даже разрыв в преемственности основных ценностей семьи и общества. На вопрос «Существует ли межпоколенческая преемственность взглядов, ценностей, традиций?»: - положительно ответили лишь 28% молодых россиян; - на то, что преемственности не существует, указали 16%; - более половины не смогли определиться с ответом, что также указывает на сложность межпоколенческих отношений [4]. В рейтинге основных ценностей нынешней молодежи преобладают такие как здоровье, материальное благополучие, семья, друзья, труд. Ценность труда, занимавшая ранее первые позиции, переместилась на пятое место, очевидно, в связи ослаблением такой идеологической составляющей как его общественная значимость [5]. Основой информационной и оценочной базы для данной статьи были определены материалы социологического мониторинга, проводимого Институтом экономических проблем Кольского НЦ РАН за последний, 2012 г. Исходя из имеющегося положительного опыта, был использован метод сопоставления: из массива социологической информации взята доля, приходящуюся на молодежь, и выполнено сопоставление ее мнений и оценок с остальной частью респондентов по тем вопросам, которые, на наш взгляд, в большей мере позволяют судить о степени социальной адаптации молодого поколения. В статье, в силу ограниченности ее объема, представлена лишь часть полученной информации. Сопоставление выполнялось с учетом уровней адаптации, являющихся фазами единого процесса [6]: а) микроуровень на котором происходит с тем или иным результатом адаптация к среде непосредственной жизнедеятельности (место проживания, ближайшее социальное окружение, условия жизни, учебы, профессиональной деятельности), б) макроуровень предполагающий адаптацию, объектом которой выступает социум, общественные отношения и характер социальных взаимодействий (регион, страна). Адаптационный эффект проявляется в уровне интеграции индивида в обозначенные процессы, в формировании определенной социальной позиции. Результативность деятельности местной власти в течение всего периода наблюдения оценивалась значительно ниже других властных структур, поскольку комфортность проживания в городе во многом зависит от этого уровня власти - отсюда и основные претензии именно к органам местного самоуправления. Молодежь весьма скромно, в пределах 5-балльной шкалы, оценила действия власти по таким направлениям как обеспечение общественной безопасности (3,3); доступность и качество медицинской помощи (2.8); доступность и качество профессионального образования (3,5); предоставление населению качественных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (2,5). Наиболее острыми проблемами для семьи молодые респонденты обозначили низкий уровень жизни и высокие цены (42,4%), низкое качество инфраструктуры (ЖКХ, дороги) 39,5%, плохую экологическую обстановку (24,1%). Это факторы раздражения, озлобления, угнетения, отрицательно сказывающиеся на адаптационных процессах. В то же время, острота «взрослых» забот не столь болезненно воспринимается молодежью, на что указывают более негативные оценки обозначенных проблем остальной частью респондентов. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее, и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию. Опрос показал, что активность позиции в отстаивании своих интересов, как у молодежи, так и остальных респондентов, не столь велика: более 40% тех и других затрудняются ее определить, или не собираются ничего предпринимать. В то же время, для того, чтобы улучшить личное благосостояние и социальное положение, молодежь предпочитает следующие действия: повысить образование (21,8%), сменить профессию и работу (29,5%), открыть свое дело (12,6%), уехать в другой регион, за границу (24,3%), выгодно жениться и активней использовать нужные связи (19%). Это показатели прагматичности, быстрой ориентации в обстоятельствах, а также достаточного потенциала территориальной и 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz