Север и рынок. 2013, N 3.

Существует множество определений понятия социальной адаптации. Известный отечественный социолог Г.В. Осипов считает, что это приспособление индивида к социально­ экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам, социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Он подчеркивает, что социальная адаптация невозможна без механизмов социального контроля, к которым относятся меры общественного и государственного воздействия. [1]. Таким образом, определить основную функцию адаптации можно как обеспечение интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду через освоение им способов социального поведения и действий. Особую значимость адаптационные процессы приобретают в периоды социальных изменений, всегда сопровождающихся нарушением стратификационного порядка - устоявшейся системы социального расслоения в обществе. В социальном настроении людей это чаще проявляется как утрата уверенности, определенности в настоящем и будущем, перемена ценностных ориентаций или, наоборот, настойчивое доказывание незыблемости предыдущих убеждений. Для кого-то - это новые возможности, для кого-то - жизненный крах. В любом варианте - это ситуация, требующая приспособления к новым социальным обстоятельствам [2]. Отдельного исследования заслуживает социальная адаптация молодежи, которая представляет собой сложный комплексный процесс включения молодых людей в новые для них обстоятельства «взрослой» жизни в трудовой, социальной, социокультурной, духовной сферах. Наибольшую остроту эта проблема приобрела в постсоветский период, что связано с трансформационными процессами в российском обществе конца прошлого века. Идеологическая основа воспитания молодых поколений оказалась полностью разрушенной, а взамен ничего не было предложено. В результате существенно изменились ценностные ориентиры, значительно возросло социальное неравенство, проявившееся в ограниченности доступа значительной части молодежи к получению качественного образования, приобретению профессии и трудоустройству. Высокий уровень молодежной безработицы способствовал усилению социальной дезориентации. Все эти негативные процессы привели к росту алкогольной и наркозависимости, вовлечению части молодежи в криминальные группировки [3]. Для кризисных периодов вообще характерны негативные, регрессивные формы адаптации, которые по сути своей представляют разновидности социальной дезадаптации, чему способствует стремительное разрушение ранее характерных стереотипов поведения. В сложившихся обстоятельствах оказываются несостоятельными предыдущие представления о том, что собой являет российская молодежь, что влияет на формирование ее систем ценностей, интеграцию в политические, социальные, культурные процессы. Все вышесказанное определяет, что социальная адаптация молодого поколения к реалиям современного российского общества представляется весьма актуальной и недостаточно изученной проблемой. Речь идет о времени настоящем, когда социальную адаптацию осваивает поколение, родившееся уже в постсоветский период. Современные рыночные отношения характеризуются динамичностью и многоаспектностью социальных ситуаций, предполагающих наличие умений к быстрой адаптации в стремительно изменяющихся обстоятельствах. Наличие множества негативных факторов, провоцирующих молодых людей на асоциальные поступки и поведение, предполагает адекватные методы управления процессами адаптации для этой категории населения. Тем самым подтверждается тезис о необходимости разработки и реализации соответствующей молодежной политики на всех уровнях управления. В социологическом исследовании, проведенном Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в 2010 г. выявлено, что в молодежной среде утвердились следующие основополагающие установки, характерные для общества с рыночной экономикой: - индивидуализм - 27% респондентов ответили, что «нет ничего более ценного, чем я, любимый»; - рационализм - 33,7% опрошенных полагают, что «целесообразность и выгода важнее идеалов и отвлеченных истин»; - позитивизм - 34,9% участвовавших в опросе считают, что «реально лишь то, что можно практически использовать, а до остального мне дела нет». Здесь же делается вывод о том, что современное молодое поколение успешно приспособилось к условиям новой экономики, научившись полагаться на собственные силы. Указывается на значение 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz