Север и рынок. 2013, N 3.

осмыслить опыт развития электроэнергетики в различных регионах (не только северных) в течение последних нескольких лет и сделать вывод и применимости накопленного опыта на европейском Севере России. Анализ охватывал развитие электроэнергетики за небольшой период, поскольку именно в последние годы происходили изменения, связанные с постепенной либерализацией рынка электроэнергии. Прежде всего, отметим, что при формировании энергетической политики должна учитываться важнейшая роль энергоснабжения для функционирования всей социально-экономической системы. При этом целью развития социально-экономической системы любого уровня является повышение благосостояния и качества жизни населения, а развитая экономика и обслуживающая ее электроэнергетика являются необходимыми условиями достижения этой цели [2]. Поэтому в случае возникновения противоречия рыночных принципов и социальной роли энергообеспечения, приоритет в государственном регулировании электроэнергетики следует отдавать последнему. Одним из условий долговременного взаимовыгодного сотрудничества производителей и потребителей электроэнергии является разработка и принятие четких и понятных всем правил рынка электроэнергии, которые будут действовать достаточно длительное время без изменений. Действующие в настоящее время правила сложны, а при необходимости ограничить рост тарифов государство включает «ручное» регулирование электроэнергетики в виде изменения правил или пересчета RAB-тарифов сетевых компаний, и это уже привело к тому, что отдельные частные инвесторы покинули отрасль или пообещали это сделать в перспективе [3]. Уход инвесторов, в свою очередь, будет означать дальнейшее недофинансирование инвестиционных программ и деградацию действующих мощностей. Рынок электроэнергии должен быть понятен не только инвесторам и производителям, но и потребителям электроэнергии. Только тогда, когда предприятия будут уверены в том, что они смогут покупать электроэнергию в достаточном количестве по приемлемым ценам, можно ожидать развитие производства и экономический подъем. Потребность предприятий в стабильности тарифов дала возможность появиться специфическому виду бизнеса - поставке электроэнергии по фиксированной цене. ООО «ЕЭС.Гарант» покупает у производителей и поставщиков электроэнергию по свободным (колеблющимся) ценам и продает ее другим организациям по фиксированной на год цене [4]. Упомянутое предприятие предоставляет такую услугу на территории Кировской, Оренбургской, Свердловской областей и Удмуртской Республики, но есть вероятность появления подобного бизнеса и на других территориях. В настоящее время генерирующие мощности и электрические сети сосредоточены в разных компаниях. На сетевые компании может оказываться прямое управленческое воздействие главного собственника - государства. Имеется в виду, что возможны принятие и реализация решений о развитии электросетевой инфраструктуры даже в тех случаях, когда экономическая выгода для компании от этого неочевидна или ее наступление ожидается через большой промежуток времени. Частными генерирующими компаниями государство напрямую управлять не может, здесь необходимо косвенное воздействие через установку правил игры. Следует, однако, заметить, что в последние годы наметилась тенденция консолидации генерирующих активов в руках государства. Например, подконтрольное государству «Интер РАО ЕЭС» приобрело у «Норильского Никеля» ОГК- 3, а в ближайшее время намерено приобрести «Башкирэнерго» у АФК «Система». ОАО «Газпром» контролирует две ТГК и одну ОГК, а также изъявляет намерение приобрести компании КЭС- Холдинга, в той или иной степени контролирующего ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9 [3]. Государством управляются также такие крупные генераторы как ОАО «ГидроОГК» и ОАО «Концерн Росэнергоатом». Но несмотря на то, что значительная часть генерирующих мощностей принадлежат государству, при осуществлении управления генерирующими копаниями необходимо учитывать интересы частных акционеров, которые могут не совпадать с государственными. В сетевых компаниях тоже наблюдается тенденция к консолидации. В 2012 году вышла директива правительства РФ о передаче Холдинга МРСК, владеющего большей частью распределительных электросетей России, в управление ФСК ЕЭС. Ожидается, что это повысит эффективность энергетики, улучшит инвестиционную привлекательность и приведет к оптимизации тарифов. Впоследствии ожидается создание из двух сетевых компаний одной. Но данное решение встречает критику: есть существенная разница в управлении магистральными и распределительными сетями, и целесообразность их объединения в одну компанию сомнительна [3]. Напротив, консолидация различных территориальных организаций распределительных сетей на уровне региона представляется целесообразной. Так, в апреле 2012 года было высказано 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz