Север и рынок. 2013, N 3.
По данным Счетной палаты выпадающие доходы по налогу на прибыль организаций в связи с применением налогоплательщиками налоговых преференций с 2010 года по первое полугодие 2012 года составили более 1 трлн руб. Аудитор Счетной палаты Игорь Васильев считает, что налоговая политика должна строиться так, чтобы льготы получали те, кому они действительно положены. В частности, заметил он, являясь инструментом налоговой политики, льготы должны быть направлены на достижение экономических и социальных целей. Экономические цели достигаются путем стимулирования определенных областей экономики, а социальные - направлены на улучшение качества жизни незащищенных слоев населения и на стимулирование инвестиций в человеческий капитал [10]. По мнению председателя комитета Совета Федерации по бюджету Е. Бушмина, в настоящий момент работа по анализу эффективности применения льгот по налогам, разработке критериев и методики оценка их эффективности ведется только в субъектах Российской Федерации, на федеральном уровне она носит фрагментарный характер [6]. В частности, в Мурманской области оценка эффективности предоставленных региональных и местных налоговых льгот проводится в соответствии с Законом Мурманской области от 24.11.2008 № 1025-01-ЗМО «Об оценке эффективности налоговых льгот, предоставленных (планируемых к предоставлению) законами Мурманской области» (в ред. 09.07.2011), Постановлением Правительства Мурманской области от 05.08.2008 № 373-ПП "О порядке оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) региональных налоговых льгот", Постановлением Правительства Мурманской области от 23.05.2011 № 851-ПП «О порядке оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по местным налогам в муниципальном образовании город Мурманск». Структура региональных налоговых льгот по основным направлениям их предоставления за 2009-2011 гг. по Мурманской области годы представлена в табл.5 [7]. На протяжении всего анализируемого периода наибольшую сумму региональных налоговых льгот составляют льготы, предоставленные бюджетным, автономным и казенным учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления Мурманской области, целью предоставления которых является экономия бюджетных средств за счет ликвидации встречных финансовых потоков. Таблица 5 Структура региональных налоговых льгот по Мурманской области за 2009-2011 гг. Наименование показателей 2009 г. 2010 г. 2011 г. млн руб. % млн руб. % млн руб. % Всего сумма региональных налоговых льгот 1 532,3 100 1 403,9 100 1 204,9 100 Темп роста (снижения) к предыдущему году, % х х 91,6 х 85,8 х - льготы, направленные на ликвидацию встречных финансовых потоков 1 326,1 86,6 1 170,4 83,4 1 064,1 88,3 Темп роста (снижения) к предыдущему году, % х х 88,3 х 90,9 х - льготы, имеющие социальную направленность 150,5 9,8 170,7 12,2 50,4 4,2 Темп роста (снижения) к предыдущему году, % х х 113,4 х 29,5 х - льготы, направленные на поддержку и развитие 55,7 3,6 62,8 4,4 90,4 7,5 Темп роста (снижения) к предыдущему году, % х х 112,8 х 144,0 х Сокращение объема налоговых льгот, имеющих социальную направленность, обусловлено, прежде всего, уменьшением суммы льгот по транспортному налогу в 2011 г. Доля региональных налоговых льгот, направленных на поддержку и развитие экономики области увеличилась по сравнению с 2010 г. на 44% и составила в 2011 г. - 90,4 млн руб. (7,5% от общего объема предоставленных льгот). Данное увеличение произошло за счет увеличения объема 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz