Север и рынок. 2013, N 3.

Специфика России при весьма умеренных значениях бремени наиболее ярко проявляется в двух моментах: • в дооценке теневой экономики; • в неравномерном распределении налоговой нагрузки за счет разной собираемости и действия льгот. Причем неравномерность как нарушение фундаментального принципа обложения проявляется в самых разных формах. По результатам исследования, проводимого Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers, составляется рейтинг, оценивающий благоприятность деловой среды. В совместном докладе Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Ведение бизнеса - 2012» проводится анализ систем нормативного регулирования бизнеса в 183 странах. Для этого рассматриваются десять показателей (от условий открытия нового бизнеса до банкротства компании, в том числе и налогообложение), оказывающих влияние на жизненный цикл малых и средних предприятия той или иной страны. В докладе все страны расставлены по местам от 1 до 183, причем страна, занимающая 1-е место, имеет самые благоприятные условия для предпринимательства. В рейтинге благоприятности деловой среды "Doing Business - 2012" Россия занимает 120-е место среди 183 проанализированных стран, расположившись между Кабо-Верде и Коста- Рикой. По данным этого рейтинга регулятивная среда в России, в среднем, менее благоприятна для бизнеса, чем в других странах, высокий уровень налогообложения назван одним из главных факторов, мешающих ведению бизнеса [9]. В докладе «Doing Business-2013» Россия занимает 112-е место среди 185 проанализированных стран, расположившись между Палау и Сальвадором соответственно. Таким образом, за 2012 год Российская Федерация поднялась на восемь ступеней в рейтинге благоприятности деловой среды. При этом по показателю простоты уплаты налогов Россия поднялась со 105-го места на 64-й место. Этот локальный успех связан, прежде всего, с администрированием платежей. Несмотря на это, вопросы совершенствования налогового администрирования сохраняют актуальность. Однако совокупная налоговая ставка в РФ составляет 54,1%, что заметно выше как средней ставки фискальных платежей в странах Европейского союза - 42,6%, так и в мире в целом - 44,7%. Компания PricewaterhouseCoopers совокупную налоговую ставку 54,1% получила путем сложения трех эффективных ставок - по налогам на прибыль (7,1%), налогам на труд или на зарплату (41,2%) и по "прочим налогам" (5,8%) [8]. При этом по данным документа «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.» доля налогов и обязательных платежей в совокупных затратах работодателя на оплату труда в Российской Федерации в 2012 году составила 33,1%. Рейтинг экономик некоторых стран в разрезе 10 показателей по данным группы организаций Всемирного банка представлен в табл.3. На самом деле о налоговом бремени можно говорить очень долго, но важно понимать, что это не линейный показатель. Что касается России, то можно констатировать отсутствие в налоговой политике принципа соответствия уровня налогообложения финансовым возможностям субъектов хозяйствования. Об этом свидетельствует высокий уровень налогового бремени, возложенный на предприятия. Таким образом, по мнению экспертов в России стало легче платить налоги, но их объем остается значительно выше, чем у стран-соседей. Далее оценка эффективности налоговой политики проводилась через призму таких понятий как: - задолженность, которая характеризует налоговую задолженность по основным видам налогов и уровням бюджетов в региональном и отраслевом разрезе. По отчетности ФНС на 1 января 2013 года общая задолженность, включая пени и штрафы, составила свыше триллиона рублей. Такой размер был характерен и в прошлые годы, но при увеличении общих налоговых поступлений до 11 трлн можно говорить о тенденции к снижению неплатежей [данные по формам налоговой статистической отчетности]; - налоговые льготы - один из важнейших инструментов налоговой политики государства. Согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz