Север и рынок. 2013, N 3.
Анализируя структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности за 2011-2012 гг., следует отметить продолжающийся рост доли поступлений от деятельности по добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производств. Произошло это главным образом за счет добычи и переработки нефти и природного газа. Кроме того, в 2012 г. увеличились поступления от оптовой и розничной торговли. Таблица 2 Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности за 2011-2012 гг. Вид налоговых поступлений 2011 г. 2012 г. Изменения структуры, % млн руб. уд. вес, % млн руб. уд. вес, % Налоговые доходы, всего 9 715 209,6 100,0 10 954 009,95 100,0 - Добыча полезных ископаемых 2 748 327,0 28,3 3 138 065,8 28,6 +0,3 Обрабатывающие производства 1 695 728,5 17,5 1 971 231,5 17,9 +0,4 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1 101 051,2 11,3 1 025 285,7 9,4 Оптовая и розничная торговля; ремонт 1 003 365,5 10,3 1 295 643,9 11,8 +1,5 Транспорт и связь 739 356,3 7,6 796 189,9 7,3 -0,3 Строительство 516 420,9 5,3 605 855,3 5,5 +0,2 Финансовая деятельность 443 281,2 4,6 492 066,5 4,4 -0,2 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 310 592,3 3,2 276 639,0 2,5 -0,7 Образование 179 776,3 1,8 208 726,6 1,9 +0,1 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 146 731,7 1,5 169 894,2 1,6 +0,1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 48 457,8 0,5 43 315,94 0,4 -0,1 Рыболовство, рыбоводство 9 817,6 0,1 9 716,6 0,08 -0,02 Остальные виды экономической деятельности 772 216,0 8,0 921 404,0 7,7 -0,3 *По данным налоговой статистической отчетности Следующим направлением оценки налоговой политики является вопрос о действующем уровне налоговой нагрузки в российской экономике, а также о том, насколько налоговая нагрузка в России сопоставима с аналогичными показателями в различных странах, является ли она высокой или низкой. Проблемы по оценке налоговой нагрузки начинаются с того, что в современной отечественной экономической литературе нет единого определения термина «налоговая нагрузка». На законодательном уровне налоговая нагрузка упоминается в Постановлении П равительства РФ от 23 июня 2006 г. "Об утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки..." [2]. В этом документе используется понятие "совокупная налоговая нагрузка". При этом разъяснения данного определения отсутствуют. Кроме того, не существует единой методики расчета налоговой нагрузки. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому показатель налоговой нагрузки предприятия рассчитывается как соотношение суммы уплаченных им налогов по данным налоговой отчетности и оборота (выручки) по данным Росстата [1]. Такой метод расчета относительно прост, но он недостаточно точно позволяет оценить реальную налоговую нагрузку на хозяйствующий субъект. Формально налоговое бремя в России вполне среднего уровня, но фактически это бремя достаточно тяжелое для всех налогоплательщиков. Кроме того, налоги, занимая достаточно высокий удельный вес в затратах бизнеса, имеют сложную структуру и методологию взимания. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz