Север и рынок. 2013, N 3.

- оценка общей налоговой нагрузки в различных модификациях (доля налогов в ВВП, теория А. Лаффера, модели полных ставок). Однако данный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его практическое использование; - анализ налогообложения, состоящий из таких методов анализа, как временной и структурный анализ, трендовый анализ, анализ относительных коэффициентов, а также пространственный, факторный, исторический и международный анализ. Однако здесь оценка налоговой политики производится только для целей государства; - анализ системы количественных и качественных показателей, подразумевающий формирование, расчёт и анализ специальной системы показателей. При этом процесс анализа связан с обработкой большого объёма информации. На наш взгляд, начинать оценку действующей налоговой политики, следует с последовательного развертывания общего понятия «налоговая политика» через некоторые качественные характеристики в систему конкретных показателей, которые, в свою очередь, на основании определенных критериев могли бы служить оценкой состояния налоговой системы. Российская налоговая система обременена массой острейших проблем, выражающих специфику современной налоговой политики. Понятно, что анализ этих проблем и общая оценка политики могут потребовать особенных показателей. Состояние налоговой системы измеряется такими показателями, как виды налогов, их ставки, суммы и структура поступлений, задолженность, и другими реальными величинами. Последовательное изменение состояний налоговой системы, то есть ее движение - результат определенной налоговой политики, а оценка этого движения и есть оценка налоговой политики. Для оценки действующей налоговой политики РФ был проведен анализ налоговой системы по следующим направлениям: - анализ структуры и динамики налоговых платежей. По набору налогов российская система соответствует хорошо зарекомендовавшим себя мировым образцам и в принципе стабильна. Другое дело, что в этой достаточно устойчивой системе налогов происходят такие внутренние процессы, которые не всегда могут быть оценены положительно. Экономический кризис, высокий субъективный компонент в государственной политике и недостаток налоговой культуры, как у налогоплательщика, так и у законодателя, предопределили значительные колебания в структуре налоговых поступлений, если рассматривать период с 2002 по 2012 гг. Так, в платежах, контролируемых ФНС, в период 2002-2010 гг. доля подоходного налога составляла от 9 до 14%, НДС - от 25 до 43%, налога на прибыль - от 19 до 44%, акцизов - от 4 до 12%, а имущественных налогов от 1 до 8-9% [данные по формам налоговой статистической отчетности]. Таблица 1 Изменение структуры налоговых поступлений по видам в консолидированный бюджет РФ за 2011-2012 гг. Вид налоговых поступлений 2011 г. 2012 г. Изменения структуры, % млн руб. уд. вес, % млн руб. уд.вес, % Налоговые доходы, всего 9 715 209,6 100,0 10 954 009,95 100,0 - Налог на прибыль организаций 2 270 315,7 23,4 2 355 410,68 21,5 -1,9 Налог на добычу полезных ископаемых 2 042 549,6 21,0 2 459 397,8 22,5 +1,5 Налог на доходы физических лиц 1 994 869,3 20,5 2 260 335,64 20,6 +0,1 Налог на добавленную стоимость 1 753 240,5 18,0 1 886 135,36 17,2 -0,8 Налоги на имущество 677 955,4 7,0 785 339, 2 7,2 +0,2 Акцизы по подакцизным товарам 603 879,9 6,2 783 641,7 7,2 +1,0 Налоги по специальным режимам 234 120,0 2,4 271 220,0 2,5 +0,1 Прочие налоги и сборы 138 280,4 1,5 26 800,0 1,3 -0,2 *По данным налоговой статистической отчетности В последние два года 2011-2012 гг. рост поступлений по основным видам налогов идет более равномерно, что говорит о стабилизации налоговой структуры. По данным налоговой статистической отчетности за 2011 г. доля НП составляла 23%, НДПИ - 21%, НДФЛ - 20,5%; в 2012 г. увеличилась незначительно доля НДПИ и составила 22,5%, НП - 21,5, НДФЛ - 20,6%. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz