Север и рынок. 2013, N 3.
В теории налогообложения обычно выделяют три типа налоговой политики современного государства [5]: 1. Первый тип - политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобный метод не оставляет как налогоплательщику, так и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. 2. Второй тип - политика разумных налогов, или экономического развития. В этом случае, государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Реализация этого типа налоговой политики сопровождается сокращением общего числа собираемых налогов, введением специальных «упрощенных» налоговых режимов и другими мероприятиями, направленными на снижение налогового пресса. Проведение такой политики провозгласило Правительство РФ на рубеже XXI в. при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки. 3. Третий тип - политика социальной направленности. Такая налоговая политика предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Для России характерно сочетание первого и третьего типов налоговой политики. Налоговая политика находит свое выражение в видах и количестве установленных налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков, налоговых льготах. В сложившихся условиях актуализируются задачи оценки эффективности действующей налоговой политики государства и определение путей ее оптимизации. Эффективность налоговой политики определяется исходя из соответствия принципов ее построения и выполняемых ею функций поставленным социально-экономическим целям на каждом этапе развитии страны. Основными принципами построения современной налоговой политики являются простота и экономичность, стабильность, законодательное регламентирование, доступность алгоритма расчета налогов, сбалансированное взаимодействие функций налогов, приемлемый размер налогового бремени, сочетание интересов государства, предприятий и населения, содействие развитию экономики страны. Мировой опыт показывает, что политики налогообложения весьма динамичны и не могут эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Иначе говоря, налоговая политика не может быть приведена к какому-то окончательному виду. Возможна лишь ее адаптация к экономическому развитию страны и выбору путей развития экономики в будущем. Эффективность налогообложения в процессе разрешения противоречий налоговых отношений сводится к следующим моментам [5]: а) для государства: увеличить доходы государственного бюджета за счет налоговых поступлений и развивать базу налогообложения; б) для хозяйственных субъектов: получить, возможно, большие доходы (прибыль) от своей деятельности, перечислив как можно менее значительную сумму налогов (сборов); в) населения: получить достаточные доходы для существования, уплатив необходимые налоги, за счет которых государство берет на себя обязанности предоставлять ряд услуг образовательного, медицинского характера и других. Поэтому при оценке эффективности налоговой политики необходимо учитывать эти разные направления векторов эффективности. Сложность задачи измерения налоговой политики может быть сопоставима только с ее важностью. Если бы удалось в удовлетворительной степени решить эту задачу, налоговая политика была бы поставлена на реальную почву, обрела объективную оценку и избавилась от конъюнктурных вмешательств. Для оценки налоговой политики государства существует несколько подходов. Самые распространённые из них: 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz