Север и рынок. 2013, N 2.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Л.ВИванова к.э.н., с.н.с. Институт экономических проблем им Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация. Российская Федерация обладает существенным потенциалом минерально-сырьевых ресурсов. Минеральное сырье составляет основу экономики страны. Однако, как показывает опыт многих стран, богатых природными ресурсами, существует множество препятствий, стоящих на пути их эффективного использования. В статье осуществлена попытка обобщения основных проблем, касающихся использования минеральных ресурсов, на решение которых в настоящее время направлено совершенствование законодательства в Российской Федерации. Ключевые слова: минеральные ресурсы, использование, эффективность, совершенствование законодательства ISSUES OF THE MINERAL SECTOR DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE INSTITUTIONAL ASPECT L. V.Ivanova PhD (Economics), senior researcher Luzin Institute for Economic Studies, Kola Science Centre of RAS Abstract. The Russian Federation possesses considerable mineral resource potential. Mineral resources constitute the basis for the country’s economy. However as the experience of many states being rich in resources shows, there are many obstacles of different kinds hampering efficient use of the resources. The article attempts to summarize the main challenges, which the current improvement of the Russian Federation legislation is aimed at. Keywords: mineral resources, exploitation, efficiency, legislation improvement Роль минерально-сырьевого комплекса в экономической и социальной жизни России трудно переоценить. В настоящее время он является главным конкурентным преимуществом промышленности и всего народного хозяйства страны, донором государственного бюджета, фактором, обеспечивающим модернизацию российской экономики и ее переход на новый технологический уклад. В среднесрочной перспективе экономическая и геополитическая позиции России будут существенно зависеть от количества и качества извлекаемого из недр минерального сырья, а, следовательно, и от состояния минерально-сырьевой базы страны, воспроизводство и рациональное использование которой является главной задачей геологической отрасли. Значимость минеральных ресурсов в масштабах страны в полной мере относится к ее арктическим регионам, обладающим значительными запасами этих ресурсов [1]. Рациональное использование ресурсов недр создает предпосылки для развития других отраслей производственной, а также непроизводственной сферы, способствует появлению значительных социально-экономических эффектов для всего общества. При этом, безусловно, возникают различные проблемы, требующие максимально эффективных путей решения. Главной экономической задачей государственного регулирования в сфере недропользования является создание и поддержание эффективной производственной структуры, которая должна обеспечить оптимизацию издержек во всех звеньях сырьевого комплекса. Как показывает опыт освоения минерально-сырьевой базы мира в странах, входящих в первую десятку по масштабам развития горно-промышленного сектора экономики, определяющую роль в развитие сырьевых провинций играют два фактора: инвестиционный и институциональный. Среди форм и методов государственного регулирования наблюдается большое разнообразие, при этом они обычно разделяются на общие и специфические. К общим формам относятся экологическая и налоговая политика. К специфическим формам регулирования применительно к нефтегазовой отрасли можно отнести лицензирование; регулирование отдельных, прежде всего, «естественно» монопольных видов деятельности; использование особых соглашений по отдельным объектам, в законодательном порядке обеспечивающих недропользователю льготные условия недропользования. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz