Север и рынок. 2013, N 2.
Если развитие теории В.М.Борисова приведет к изменению роли нерестового запаса в обеспечении высоких запасов трески и будут разработаны новые методики предосторожного подхода к определению запасов и промысла трески, то возможны изменения роли и величины ОДУ. При этом, наблюдающееся в мировом сообществе, негативное мнение о влиянии донных тралов на биоценоз и малой селективности могут привести к дальнейшим ограничениям этого способа лова. В первую очередь в норвежской экономической зоне (НЭЗ). Исходя из сказанного выше, по нашему мнению рыбопромышленникам Северного бассейна России следует обратить внимание на развитие ярусного лова. Такая постановка вопроса при грядущем обновлении производственного аппарата рыболовства актуальна со многих точек зрения. Так, прилов маломерной рыбы на яруса, в силу их селективных свойств, намного меньше, чем при добыче тралом. Поэтому для ярусных судов могут оставаться открытыми районы, в которых траловый лова постоянно или временно запрещен. В первую очередь это касается 12-мильной прибрежной зоны, в которой траловый лов невозможен. В отличие от траулеров, суда ярусного лова имеют возможность работать в районах с задевистыми грантами, при большем ветре и волнении, что немаловажно для Баренцева моря. Ярусный промысел проигрывает траловому в производительности при хорошем состоянии промысловой базы и поэтому не находит в России широкого применения. Однако известно, что для Баренцева моря характерна высокая изменчивость численности запасов в силу того, что воспроизводство основных промысловых объектов, в том числе трески, происходит в пределах арктических и субполярных морских экосистем. На смену богатым поколениям периодически приходят бедные, ОДУ, вылов и производительность добычи тралом снижаются. При определенном (не богатом) уровне сырьевой базы ярусный лов может быть производительнее тралового. Безусловным преимуществом ярусоловов перед траулерами является меньший расход топлива на единицу вылова (табл.2). Таблица 2 Удельные затраты топлива (на 1 кг продукции) при использовании различных орудий лова [8] Вид промысла и орудий лова Расход топлива, кг Ярус прибрежный 0,21 Ярус морской 0,38 Жаберная сеть 0,30 Трал на рефрижераторных судах 0,79 Трал на судах-фабриках 0,81 Сравнение удельного расхода топлива на траловых судах фабриках морского лова, составляющих почти 100% состава российских траулеров на Северном бассейне, с морскими ярусоловами показывает его превышение в 2,13 раза. Поскольку топливо является основной статьей затрат на добычу составляя от 25 до 40%, то увеличение численности ярусоловов в составе флота является главным направлением снижения себестоимости добычи и повышения экономической эффективности промысла. Уловы ярусоловов более качественны в целом, так как рыба не подвергается деформации и более крупная по размерному составу. Большая часть их может использоваться для производства филе, что является фактором повышения стоимости продукции из единицы вылова. Исследование методом интервью позволяет утверждать, что суммарное повышение удельной стоимости улова ярусоловов за счет качества и лучшего размерного ряда составляет ~20%. Сравнительные экономические результаты добычи и переработку трески в России (Мурманская область) и норвежском рыболовстве можно показать, используя данные об экспорте трески, поскольку свыше 90% ее вылова вывозится за рубеж (табл.3). Из приведенных в таблице данных видно, что стоимость 1 кг обезличенной продукции из трески в Норвежском экспорте выше в 2009 г. - в 2,6 раза, в 2010 г. - в 2,1 раза. Это различие обусловлено, в том числе, и лучшим качеством рыбы, поступающей в переработку. Хотя основное влияние оказывают различия в ассортименте продукции и организации экспорта. Элиминирование ассортиментного фактора позволяет приблизиться к оценке влияния качества сырья на конечную продукцию. В данном случае, за счет различия в экспортных ценах продукции из трески потери Мурманской области составили: в 2009 г. - ~1,5 млрд руб. (29,4%), в 2010 г. - 1,28 млрд руб. (~20,7%). 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz