Север и рынок. 2013, N 2.

разработки этих документов. Например, разработка Концепций и Стратегий социально­ экономического развития страны, федеральных округов, субъектов федерации и некоторых муниципальных образований уже стала привычной практикой. В настоящее время во многих субъектах федерации также разработаны и утверждены Схемы территориального планирования, Лесные планы, Схемы развития сети ООПТ и Схемы развития туризма. С 2006 года активизировалась работа по составлению и актуализации генеральных планов поселений, которые теперь включают планы землепользования. К сожалению, сроки разработки различных документов стратегического территориального планирования и внесение изменений в законодательные акты не всегда совпадают по времени друг с другом, а также и с принятием решения о создании ОЭЗ ТРТ или организации ООПТ. Например, статья о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд Земельного кодекса РФ была дополнена нормой о резервировании земель для ОЭЗ ТРТ только в 2011 г., а решения о создании некоторых региональных ОЭЗ ТРТ и ООПТ были приняты раньше. Также и документы территориального стратегического планирования в некоторых регионах были разработаны или раньше, или еще не разработаны. В связи с этим постоянно возникают конфликты между арендаторами земельных участков, деятельность которых не допускается на земельных участках, входящих в категорию земель «особо охраняемые территории». Например, конфликтная ситуация сложилась в связи с предстоящей в 2015 году организацией Хибинского национального парка и планами дочернего предприятия холдинга ОАО «СЗФК» по разработке месторождения апатито­ нефелиновой руды в непосредственной близости от будущих границ парка и транспортировки руды по территории парка. Конфликт обострился до такой степени, что потребовалось вмешательство федерального правительства и, несмотря на это, решение до сих пор не найдено. По нашему мнению, включение создания в 2015 г. Хибинского национального парка в федеральную Схему развития сети ООПП Российской Федерации до 2020 года, может реанимировать идею формирования региональной ОЭЗ ТРТ на базе Хибинской и Ловозерской туристско-рекреационных территорий. Следует заметить, что в настоящее время в Мурманской области отсутствуют региональные проекты по развитию туризма, региональная целевая программа в 2012 году не выполнена в части капитальных вложений и только в 7 муниципальных образованиях из 40 реализуются несколько некрупных проектов[8]. Концепция Хибинской ОЭЗ ТРТ заключается в создании на территории Кировского муниципалитета крупного общероссийского комплекса спортивного и природного туризма, ядром которого станет горнолыжный курорт. Для развития инфраструктуры горнолыжного курорта уже имеется крупный инвестор - дочернее предприятие компании ОАО «Фосагро» ОАО «Апатит» - и разработан проект. О желании стать инвесторами объектов туристической инфраструктуры также заявило руководство ОАО «СЗФК». В настоящее время на территории муниципалитета реализуется научный российско-финский проект «SallaGate», цель которого заключается в создании действенного сетевого сотрудничества между предпринимателями и предприятиями в двух приоритетных отраслях: туризм и кластер, обслуживающий горнодобывающую промышленность. Результатом этого проекта может стать появление новых инвесторов для развития туризма. По нашему мнению, экономическая эффективность создания Хибинской ОЭЗ ТРТ на территории Кировского муниципалитета значительно повысится при одновременном и сбалансированном проектировании и развитии зоны и Хибинского национального парка. Туристское и рекреационное использование территории Хибинского национального парка позволит превратить Хибинскую ОЭЗ ТРТ в самый крупный за полярным кругом России круглогодичный туристский комплекс. В настоящее время Хибинские горы посещаются, в основном, самодеятельными туристами, что не обеспечивает их безопасность и наносит ущерб природе. Для формирования Хибинского национального парка, как учреждения федерального подчинения, государство выделит определенные средства, включая, в соответствии с последними изменениями законодательства об ООПТ, инвестиции на развитие инфраструктуры туризма. При этом руководству национального парка придется одновременно решать две задачи по: 1) научной организации охраны территории и рационального использования ее зон, предназначенных для туризма и экскурсий; 2) строительству объектов туристской инфраструктуры и их обустройства. Выделение земельных участков для Хибинской ОЭЗ ТРТ возле «входов и выходов» с территории Хибинского национального парка позволило бы освободить руководство национального парка от несвойственных ему задач и значительно сократить затраты государства. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz