Север и рынок. 2013, N 2.
территорий и объектов» допускается в случае создания туристско-рекреационных особых экономических зон. Также в 2009 году, в федеральный закон ""Об особых экономических зонах в РФ", в Земельный кодекс РФ и в Федеральный закон "О переводе земель из одной категории в другую" были опять внесены изменения, разрешающие перевод земель лесного фонда и занятых защитными лесами в земли других категорий в случае создания туристско-рекреационных ОЭЗ. Кроме того разрешалось предоставление земельного участка в границах ОЭЗ или на прилегающей к ней территории для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Дальнейшее решение проблем согласованности земельного и лесного кодексов, закона об особо охраняемых природных территориях с нормативно-правовыми актами об ОЭЗ ТРТ и проблем усиления взаимодействия между органами, на которые возложены функции по управлению ими, во многом обусловлено поступательным развитием системы документов государственного планирования и переходом на новую концепцию развития сети особо охраняемых природных территорий [6]. О том, что многие проблемы и спорные ситуации еще существуют, свидетельствует решение, принятое в Федеральном агентстве лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии РФ в 2012 году о создании совместной рабочей группы с управляющей компанией ОЭЗ ТРТ по вопросам перевода земель лесного фонда и правового урегулирования спорных ситуаций при создании особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа на Северном Кавказе. Особую озабоченность приобретают и проблемы охраны лесных ресурсов на территории создаваемых ОЭЗ ТРТ, например, Рослесхоз решительно выступает против сплошной застройки земельного участка, по мнению его специалистов, она не должна занимать более 5-10% от площади общей территории. Неоднозначное отношение вызвала новая концепция развития сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которая была принята федеральным правительством в 2011 году и за ее принятием последовало новое внесение изменений в законодательство об ОЭЗ ТРТ. Суть концепции заключается в том, чтобы сделать некоторые виды ООПТ более доступными для удовлетворения рекреационных, туристических и других потребностей местного населения, как это успешно практикуется в зарубежных странах. Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об ООПТ в РФ», разрешают развитие познавательного туризма, физической культуры и спорта, размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры на территории биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников [7]. Также эти участки теперь разрешено предоставлять гражданам и юридическим лицам в аренду. В национальных парках устанавливаются несколько зон, среди которых только на территории «заповедной зоны» запрещается осуществление любой экономической деятельности, а на все остальные разрешается использовать для познавательного, экологического и этнического туризма, рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров. Таким образом, можно утверждать, что была создана правовая основа для новых взаимоотношений между органами управления ОЭЗ ТРТ и ее резидентами и органами управления учреждениями ООПТ, и, прежде всего, национальными парками и заповедниками, как федерального, так и регионального подчинения. Нельзя не заметить, что еще предстоит большая работа, чтобы сделать эти отношения гармоничными и взаимовыгодными с точки зрения достижения социально значимых целей, стоящих перед ОЭЗ ТРТ и учреждениями ООПТ. Для этого потребуется усиление координации действий, развитие сотрудничества в достижении социально значимых целей между ними на совместной территории ОЭЗ ТРТ. По нашему мнению, органы власти субъекта федерации, которые являются инициаторами создания ОЭЗ, как федерального, так и регионального значения, могут взять на себя функцию согласования интересов резидентов ОЭЗ ТРТ и учреждений ООПТ. Общая заинтересованность обусловливается тем фактом, что природные рекреационные ресурсы ООПТ, знания и опыт их сотрудников, являются значительной составляющей туристско-рекреационного потенциала территории ОЭЗ ТРТ и базой для развития познавательного и экологического туризма. Эффективным механизмом для согласования интересов, по нашему мнению, является взаимоувязка документов стратегического и территориального планирования на всех уровнях управления. В последние годы в стране наблюдается быстрое формирование системы стратегических документов, хотя федеральный закон о ней еще не принят и существуют методические проблемы 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz