Север и рынок. 2013, N 2.
объявления конкурса для составления проекта ТРТ в соответствии с требованиями федерального регулятора, без выполнения которых невозможно получить от него положительное решение о создании региональной ОЭЗ. Попытка создания туристического кластера «Русская Лапландия» была предпринята региональной властью в 2011 году и явилась отражением управленческой инновации федерального правительства о формировании туристических кластеров в стране, как новой формы государственной инвестиционной поддержки развития территории. Федеральное правительство приняло решение о подписании инвестиционных договоров с региональными властями республик Северо-Кавказского федерального округа и Краснодарского края. Проект «Русская Лапландия» предполагалось реализовать к 2016 году на территории двух муниципальных образований Мурманской области, на которых ранее планировалось создание туристско-рекреационных территорий регионального значения: Хибинской и Ловозерской. В связи с этим ожидалось, что на базе объединения туристско-рекреационных потенциалов этих территорий туристический поток вырастет примерно в 3 раза, с 65 тыс. чел. до 200 тыс. чел. к концу реализации проекта [5]. В проект предполагалось вложить 4,8 млрд руб. и правительству Мурманской области удалось не только подписать инвестиционный договор, но и получить из федерального бюджета 150 млн руб. на разработку документации для проектирования объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для будущего туристического кластера. Однако эти средства фактически не были освоены по причине выхода из проекта единственного крупного частного инвестора, который в соответствии с инвестиционным договором и проектом, поддержанным федеральным правительством, намеривался выделить на его реализацию 450 млн руб. собственных средств. В результате работа над проектом была остановлена, остаток средств муниципальным властям следует вернуть в федеральный бюджет, а подготовленная документация для проведения коммуникаций к 3 объектам осталась невостребованной. Федеральный регулятор ОЭЗ очень быстро осознал недостатки хозяйственного механизма управления ими и уже на следующий год после принятия федерального закона об ОЭЗ стал заниматься их устранением. Уже в 2006 г. были внесены изменения в федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ", которые, прежде всего, были направлены на совершенствование проблемы управления ими и повышение их инвестиционной привлекательности и экономической эффективности. В 2009 году трехуровневая система управления ОЭЗ была заменена на двухуровневую, из нее были выведены наблюдательные советы ОЭЗ, а возложенные на них контрольные и координирующие функции, были переданы Департаменту особых экономических зон и проектного финансирования Министерства экономического развития РФ, который также занимается нормативно-правовым регулированием ОЭЗ. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было заменено ОАО "Особые экономические зоны", часть полномочий по управлению ОЭЗ было передано и на региональный уровень. Последние изменения в федеральном законе (2011 г.) были обусловлены проблемами уже в практике проектирования объектов и их строительства в ОЭЗ ТРТ. Среди наиболее существенных недостатков, сдерживающих развитие ОЭЗ ТРТ, следует отметить следующие: 1) отсутствие механизма взаимодействия Министерства экономического развития РФ и ОАО «ОЭЗ» в решении вопросов предоставления земельных участков в аренду, что ведет к нарушению сроков получения разрешительной документации на строительство объектов недвижимости и инфраструктуры, а также самого строительства; 2) отсутствие нормы права, касающиеся управления и распоряжения лесными насаждениями на землях ОЭЗ; 3) несоблюдение установленных сроков согласования перечней планируемых к строительству объектов инфраструктуры, длительность согласования и утверждения плана обустройства и перспективного плана развития экономической зоны, что является причиной невыполнения условий финансирования и задержки проведения конкурсных и аукционных процедур на проектные и строительно-монтажные работы. Проблема выделения земельных участков, определения их границ и перевода их из категории «лесные земли» и иных категорий в категорию «земли особо охраняемых природных территорий» для создания ОЭЗ «красной нитью» проходит через все законодательные акты, регулирующие ОЭЗ в России. Например, уже в Федеральном законе 2007 года «О внесении изменений в ФЗ «Об ОЭЗ» было сделано важное дополнение для управления ОЭЗ ТРТ, о том, что земельные участки для создания туристско-рекреационной ОЭЗ могут относиться так же к землям национальных парков. Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" был дополнен пунктом о том, что перевод земель другой категории в земли «особо охраняемых 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz