Север и рынок. 2013, N 2.

Этим эффективным механизмом являются особые экономические зоны туристско- рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), как сравнительно новая форма территориальной организации производства и аналог заимствованных за рубежом «свободных экономических зон», где их функционирование доказало высокую социально-экономическую и экологическую эффективность. В 2005 году был принят федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ», суть которого предельно ясна: государство берет на себя обязанности по финансированию создания инфраструктуры для туристских дестинаций федерального уровня и гарантирует значительные налоговые льготы и преференции частным инвесторам, которые будут резидентами этих зон [4]. Туристско-рекреационные зоны в отличие от других типов особых экономических зон могут создаваться на одном или на нескольких участках территории муниципальных образований; в них могут быть расположены объекты социальной инфраструктуры и жилого фонда, различных форм собственности, включая частную собственность; земельные участки зоны могут относиться к землям особо охраняемых территорий. В число преференций и налоговых льгот для ОЭЗ ТРТ были включены следующие: предоставление земельного участка без ограничений площади, возможность выкупа земельных участков по сниженной цене после ввода объектов в эксплуатацию, льготная ставка арендной платы за земельные участки (не более 2% от кадастровой стоимости), отмена земельного налога и налога на имущество в течение пяти лет, повышенный коэффициент амортизации основных средств. Также устанавливалось, что нормативно-правовые акты о налогах и сборах, ухудшающие положение резидентов ОЭЗ, не будут применяться в течение срока действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Как известно, на конкурс по отбору ОЭЗ ТРТ были поданы заявки от 29 субъектов федерации. Постановлениями Правительства РФ по предложениям Министерства экономического развития и торговли РФ уже в 2007 году было отобрано и создано 7 особых экономических зон ТРТ федерального значения. Среди заявок, которые не прошли конкурс, можно упомянуть известные в стране и в мире туристические бренды, такие как: «Плес» Ивановская область, «Соловки» Архангельская область, «Дед Мороз» Вологодская область, «Валдай» Новгородская область, «Приладожье - Кижи» Республика Карелия, плато «Лагонаки» Республика Адыгея и другие. Федеральный закон об особых экономических зонах содержит механизм, позволяющий создавать и региональные туристско-рекреационные зоны. Инициатором создания такой зоны могут выступить органы власти одного или нескольких муниципальных образований; их экономически и социально обоснованную инициативу должны поддержать органы власти субъекта федерации; затем заявка на создание зоны рассматривается на федеральном уровне, и уже правительство страны принимает окончательное решение: поддержать инициативу или ее отвергнуть. При положительном решении федерального правительства через ОАО «Особые экономические зоны» производится финансирование создания инфраструктуры региональной ОЭЗ ТРТ из федерального бюджета и каждому резиденту зоны предоставляются налоговые льготы и преференции. Обязательными условиями положительного решения о создании ОЭЗ ТРТ являются, во-первых, софинансирование создания объектов инженерной и транспортной инфраструктур за счет средств бюджетов субъекта федерации и муниципалитета, а, во-вторых, объем инвестиций, включая капитальные вложения, который должен быть осуществлен резидентами ОЭЗ в соответствии с заключенными с ними соглашениями о деятельности и бизнес-планами. Смысл всех условий и сложность процедуры согласования и утверждения решения о создании ОЭЗ ТРТ оправдана, прежде всего, потребностью в значительном объеме инвестиций из федерального бюджета. Осознание необходимости крупных затрат средств государства для создания объектов инженерной и транспортной инфраструктур на земельных участках, где будут формироваться туристические дестинации, является результатом реализованного научного подхода к изучению зарубежного опыта. Однако эксперимент по организации ОЭЗ ТРТ, как это предполагает теория менеджмента, так и не был проведен и механизм их создания не был апробирован. Поэтому лишь в нескольких субъектах федерации, в которых органы власти вдохновились идеей создания региональных ОЭЗ ТРТ, они были организованы, например, в Липецкой области (ОЭЗ ТРТ «Елец»), в Республике Якутия-Саха (ОЭЗ ТРТ «Северный мир»). Во многих регионах попытки создания новых региональных ТРТ просто потерпели фиаско. Одним из таких примеров является попытка создания в Мурманской области сразу четырех туристско-рекреационных территорий регионального значения: «Терская», «Печенгская», «Ловозерская» и «Хибинская» и чуть позже туристического кластера «Русская Лапландия» на территории монопоселения Ревда в Ловозерском муниципальном образовании. В первом случае, дело не продвинулось дальше 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz