Север и рынок. 2013, N 2.

экономика которых до развития в них индустрии туризма состояла почти исключительно из традиционных отраслей хозяйства феодального и даже патриархального укладов. Оглядываясь на пройденный путь развития отрасли, следует отметить, что в его начале представление органов власти о туристической отрасли, ее экономике и эффективности, было ненаучным и часто основывалось на неадекватных амбициях. Научным оно просто не могло быть, так как специалистов по экономике туризма в стране не готовили до середины 1990-х годов, то есть зарубежной теории экономики и менеджмента туризма никто толком не знал, а советский опыт развития внутреннего и внешнего туризма не вписывался в концепцию рыночной системы хозяйства. Также качество туристских услуг, которые оказывались при плановой экономике, характеризовалось как недопустимо низкое даже при невысоких потребностях советских туристов. В связи с этим оказались неудачными попытки возродить экономику туризма в регионах на базе бывших туристических организаций, принадлежавших профсоюзам, организовав их деятельность на рыночной основе. Даже старейшая в СССР туристическая компания «Интурист», обладавшая значительной материальной базой, смогла остаться на рынке туристических услуг только после того, как ее собственниками стали крупнейший банк Москвы и финансово-промышленная группа АФК «Система»(2008 г.) и создания совместного предприятия с британской туристической компанией Thomas Cook (2010 г.). В связи с этим, первоначально курс был взят на создание частного туристического бизнеса, в основном, в форме малых и средних предприятий. Этот курс полностью соответствовал одному из главных направлений рыночного реформирования российской экономики, а именно: развитию малого и среднего бизнеса, что также следует признать одной из главных причин повышенного внимания к туризму, как сектору экономики. Анализ первых документов государственного планирования на всех уровнях управления, которые наконец-то появились спустя примерно десять лет после начала процесса реформирования экономики страны, показывает, что почти все субъекты федерации были увлечены идеей развития внутреннего туризма. Например, в Мурманской области целевые программы по развитию туризма разрабатываются с середины 1990-х гг. [1]. Свои основные задачи органы власти видели в том, чтобы обосновать значительность и уникальность туристского потенциала региона и способствовать развитию малого и среднего бизнеса в туристической индустрии. Следует заметить, что государство сразу же взяло на себя функцию поддержки туристического бизнеса. Это повлекло за собой формирование нормативно-правовой базы туризма, создание организационных структур для управления им, развитие государственного стратегического планирования отрасли и системы ее информационного обеспечения, например, статистического наблюдения, организацию систем подготовки кадров для туристической отрасли и ее научного обеспечения. Сегодня на всех этих направлениях достигнут значительный прогресс и, в целом, можно констатировать, что экономика туризма в стране создана. В качестве основных доказательств выступают показатели величины внутреннего туристического потока, который измеряется миллионами (35 млн чел., 2011 г.) и числа туристических фирм и других организаций туристской индустрии, их сегодня насчитывается уже десятки тысяч. Также в настоящее время на сектор туризма и туристской индустрии в стране приходится 1 рабочее место из каждых 11 [2]. По важному показателю привлекательности страны для туризма в рейтинге, подготовленному к Всемирному экономическому форуму 2013 года, Россия находится на 63 месте из 140 государств. Этот показатель, по мнению российского правительства, является неудовлетворительным. Поэтому в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» были поставлены амбициозные задачи увеличить к 2018 году объем рынка туристических услуг в 4,7 раза; величину туристического потока довести до 45 млн чел. в год; в 6 раз увеличить число иностранных туристов; а в рейтинге мировой туристической привлекательности страна должна войти в первую десятку к 2020 году[3]. Как известно, органы власти субъектов федерации должны быть проводником национальной политики, которую разрабатывает федеральный регулятор. Поэтому достижение амбициозных целей в области развития индустрии туризма является и задачей региональных властей, хотя в федеральную целевую программу по развитию туризма включаются только те региональные проекты, объем инвестиций, для реализации которых составляет не менее 3-5 млрд руб. Например, в Мурманской области таких проектов просто нет [1, 4]. По нашему мнению, в настоящее время в сфере управления туризмом создан механизм, эффективное применение которого могло бы способствовать продвижению к поставленным целям. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz