Север и рынок. 2013, N 2.

потребление указанных производится в другом регионе за пределами радиуса 50 км от места производства либо вообще в других странах (речь идет о тяжелом машиностроении, цветной, черной металлургии, производстве товаров промышленного назначения и т.п.). Продуктовый подход сужает понятие локального рынка до понятия локального рынка ненаукоемких, быстрореализуемых, непромышленных товаров, что не отвечает реалиям современной российской действительности, и может подходить для небольших по размерам стран неидустриального, аграрного типа. Третий подход к определению понятия локального рынка сформулирован в работе Феоктистовой Н.А. «Локальный (местный) рынок как фрагментация экономического пространства: факторный подход» и обозначен как «синтез экономико-географического и продуктового подходов». Сторонники названного подхода учитывают, с одной стороны, территориальную ограниченность рынка, с другой стороны, конкретные объекты экономического оборота, вместе с тем, данный подход также имеет недостаток, связанный с тем, что локальным рынком товара признается рынок только того товара, который является нетранспортабельным, имеет ограниченный срок хранения, крупные габариты [2]. Феоктистова Н.А. в работе «Локальный (местный) рынок как фрагментация экономического пространства: факторный подход» предложила четвертый - факторный подход к определению локального рынка, согласно которому локальный рынок - это часть местного экономического пространства (стадия местного воспроизводства), где экономический оборот образуют товары, произведенные по преимуществу из местных ресурсов (с частичным использованием привозных ресурсов), действуют категории местного воспроизводства (предложения) и местного потребления (спроса) [2, с. 155]. На формирование локального рынка, по мнению Феоктистовой Н.А., оказывают влияние следующие факторы: издержки транспортировки товаров, потребительские (полезностные) свойства товаров, территориальная привязанность (неподвижность) товарного объекта, ограниченный спрос на товары местного производства и потребления, мобильность населения[2, с. 154]. Данный подход к определению товарного рынка, по нашему мнению, сужает понятие локального рынка до локального рынка товаров, производимых и потребляемых в рамках одной территории. На наш взгляд, фактор потребления товара в рамках ареала локального рынка не имеет первостепенного значения при определении локального рынка. Как нами продемонстрировано выше, в современной экономической литературе определение локального рынка отсутствует; существуют лишь общие подходы к определению характеристик рассматриваемой категории. При этом названные выше подходы не позволяют определить зависимость развития региона от воспроизводственных процессов, в нем сосредоточенных. Под регионом, как правило, понимают территорию в административных границах субъекта Федерации, характеризующуюся комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления [3, с. 12]. Зависимость развития региона от воспроизводственных процессов в нем сосредоточенных получила свое описание в работе В.И. Беляева; в частности в статье «Локальные рынки, их роль, место и значение в развитии», автор указывает, что «.Воспроизводство - это не просто самоорганизация региона как системы, но и саморазвитие и самосохранение. Зависимость между понятиями «регион» и «воспроизводство» такова, что если на территории нет воспроизводства, то это и не регион в экономическом смысле. Это регион с точки зрения географической и/или политической, но никак не экономической» [1, с. 249]. В качестве примера В.И. Беляев приводит следующий довод, с которым нельзя не согласиться: в России есть немало территориальных образований, на которых воспроизводственный процесс разрушен полностью: предприятия прекратили свое существование, численность населения сокращается - регион в таких случаях как экономическая составляющая страны перестает существовать, он существует как административная единица; полноценным может быть любой регион только в том случае, если можно увидеть и функционально применить все три признака региона: географический, политический, экономический. [1, с. 249]. В связи с изложенным считаем необходимым предложить следующее определение локального рынка: под локальным рынком следует понимать хозяйственный механизм как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных хозяйственных процессов, связей, отношений, в том числе, экономических, социальных и т.п., функционирующую с учетом воздействия мер государственного, 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz