Север и рынок. 2013, N 2.

В экономической литературе существуют также определения рынка не как территории или совокупности экономических отношений, а как механизма. Примером такого определения служит определение, предложенное В.И.Беляевым, в соответствии с которым рынок - это механизм стихийного упорядочивания национальной экономики - воспроизводства народно-хозяйственных пропорций. Данное определение позволяет воспринимать рынок как систему взаимодействующих, функционирующих хозяйственных связей (механизм), направленных на развитие как непосредственно территорий, так и отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, складывающихся на этих территориях [1, с. 250]. Представление рынка как механизма, по мнению В.И.Беляева, означает, что он может быть использован, с одной стороны, местными органами власти, а с другой стороны - предпринимательским сообществом для воздействия на экономическую жизнь региона, ее становление и изменение. Рассмотрим, в чем заключается отличие понятий «региональный рынок» и «локальный рынок», приняв за основу определение регионального рынка, предложенного А.Г.Гранбергом. A.Г.Гранберг под региональным рынком подразумевает рынок отдельного региона, отличающегося как местоположением, так и видами представленных на нем товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением на различные товары [Цит. по: 1, с. 250]. B.И.Беляевым сделан анализ вышеназванного определения. По мнению, В.И. Беляева, в данном определении прослеживаются, во-первых, признак территориальной ограниченности, т.е. некая привязка к конкретной местности. Во-вторых, имеется воспроизводственная составляющая, поскольку автор (А.Г.Гранберг) в дополнение к территориальной ограниченности добавляет и «представленных на нем» (речь идет о товарах, которые производятся и продаются на конкретной территории, а наличие на какой-либо территории отношений производства, распределения, обмена и потребления товаров, произведенных на этой территории является доказательством того, что здесь на этой территории имеет место воспроизводственный процесс). [1, с. 250]. В связи с отсутствием единого подхода к определению понятия локальный рынок рассмотрим вкратце основные существующие в экономической литературе подходы к определению понятия «локальный рынок». В работе Феоктистовой Н.А. «Локальный (местный) рынок как фрагментация экономического пространства: факторный подход» указанные подходы систематизированы и названы экономико­ географическим (ученые: Лященко П.И., Полянский Ф.Я., Кулишер И.М., Бродель Ф., Ланкина А.Ф., Демьяненко А.Н., Иванов Е.В., Ильина З.М., Петров М.Н., Халипов В.Ф., Попов Е., Валовой Д.В., Клавал П., Сиеберт Х., Блейкли Э., Андрикополоу Е., Ойкан Г.Б., Маданипур А., Мурдоч Д., Портер М., Поддубный А.), продуктовым (товарным) (ученые: Дудова Х.Х., Дорохова Ю.В., Кондратович Д.Л., Шалопанова О.И., Колесов В.П., Федько Н.Г., Докурах Л.Ц., Джеков Б., Шайкина В В., Полянских Т.А., Продолятченко П.А.), синтезом экономико-географического и продуктового подходов (ученые: Абрамова Е.А., Саталкина Е.В., Пельменева А.А., Ермолаева Т.Е., Редькин С.Ю., Ситникова Е.А., Ковалев В.П., Новиков А.В., Изард У., Фомичев П.В., Шаталова О.И., Обоймова Н.Т.) [2]. Отличительной чертой экономико-географического подхода является то, что превалирующим критерием для определения локального рынка как экономической категории являются географические границы. При данном подходе определяющим является признак локализации в сфере экономических отношений. Данный подход позволяет предположить, что между понятиями локальный рынок и региональный рынок нет различий, но вместе с тем, как быть с товарами, производимыми в рамках одного региона, но потребляемых в рамках другого региона. Второй подход к определению локального рынка, которые имеет место в экономической литературе - это продуктовый (товарный) подход, согласно которому локальный рынок - это рынок конкретного товара или услуги, которые ввиду особых потребительских свойств имеют ограниченный ареал сбыта (рынки продукции сельскохозяйственного производства) [2, с.153]. Отличительной чертой данного подхода является то, что при определении локальных рынков товаров учитывается только те товары, производство и потребление которых максимально сближено, в работах ученых приводится данные о том, что для существования локального рынка необходимо, чтобы потребление произведенного товара производилось в радиусе не более 50 км от места производства. В связи с этим возникает вопрос о том, как быть с товарами, производство которых на той или иной территории может быть довольно обширно, вместе с тем, реализация и конечное 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz