Север и рынок. 2013, N 2.

3) разграничение полномочий и взаимодействие органов власти Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления по формированию общей благоприятной среды и системы институтов инвестиционной и инновационной деятельности. Данные задачи могут быть решены при одновременном соблюдении следующих условий: - эффективное использование субфедеральными органами управления уже имеющихся у них полномочий; - расширение этих полномочий на симметричной или на асимметричной (выборочной) основе. Реализация целей и задач РИС должна осуществляться с помощью организации инновационных отношений, которые в совокупности определяют содержание организационно­ экономического механизма. Однако, необходимо отметить, что эффективность механизма зависит в том числе и от правильного понимания дуализма РИС, т.к. каждый элемент механизма обладает дуалистическим свойством РИС. То есть, сама по себе РИС с одной стороны, является объектом управления в рамках НИС, а с другой - субъектом управления в рамках региональных отношений. Субъектный состав региональной инновационной системы представлен региональными органами государственной власти, которые с одной стороны являются инициаторами, а с другой стороны исполнителями инновационных направлений развития; предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в регионе, а также организациями научно-образовательной сферы, социальными объектами, населением. Отличие элементов РИС от обычной социально-экономической системы региона заключается в их «инновационности», которая проявляется в новых качественных функциях, что позволило нам сформировать основные группы и виды субъектов системы с уточнением именно инновационных функций (табл .3). В результате выделим некоторые необходимые условия эффективности системы регионального управления инновационной деятельностью на уровне субъекта Федерации. - Признание субъектов РФ полноправными участниками инновационных отношений. Это потребует корректировки правового поля осуществления и регулирования инновационной деятельности. С одной стороны потребуется принятие на федеральном уровне закона об инновационной деятельности и закрепление в нормативных актах основных понятий - «национальная инновационная система», «региональная инновационная система», «инновационная деятельность» и других. Иначе такая система, например, не сможет быть объектом эффективной политики налогово-бюджетного регулирования и стимулирования. Соответственно потребуется корректировка иного федерального законодательства, в том числе бюджетного, налогового, таможенного и другого в той или иной мере, затрагивающего инновационную деятельность и инновационное развитие. С другой стороны потребуется внести корректировки в программные документы, обеспечивающие реализацию региональной политики в России, внедрить в региональную политику целевые инновационные ориентиры. - Разработка концепции эффективного функционирования региональных инновационных систем основанной на связи с местным сообществом, его идентичностью, стереотипами поведения, так как идентичность местного сообщества является важным фактором, характеризующим специфику процесса создания нового знания и его коммерциализации. Согласно М.П. Крылову [5] идентичность - это способность местного сообщества к экономической и социокультурной активности, в нашем случае к целенаправленной инновационной деятельности. Региональная идентичность - это взаимодействие традиций и модернизации, культуры мобильности и культуры укорененности, которое определяет способность местного сообщества к инновационному поведению. - Согласование интересов в рамках рассмотренных подходов, основанное на определении (или понимании) роли государства, региона и бизнеса в их реализации, точек их пересечения и меры ответственности, что позволит выявить целевые приоритеты системы регионального управления инновационной деятельностью. - Согласование интересов позволит наладить необходимые связи между разрозненными субъектами инновационной деятельности путем формирования новых институтов, центрированных на реализацию системы регионального управления инновационной деятельностью. - Создание индивидуальной системы регионального управления инновационной деятельностью генерирующей инновационные отношения, адекватные задачам развития конкретного региона. Только на местах можно четко определиться с тем, что нужно делать, чтобы сформировать интерес предпринимателей к инновациям, развивать венчурное направление финансирования в экономике, определить наиболее перспективные точки ее инновационного развития. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz