Север и рынок. 2013, N 2.

- неоднозначности по уровню управляемости, не понятно кто управляет РИС, государство, регион или же корпоративные структуры, - размытости целей задач, в результате не ясно решение каких именно задач возложено на РИС, общенациональных или региональных, - преобладание федеральной собственности. По оценкам Института Гайдара более 70% процентов организаций сектора исследований и разработок находятся в собственности государства. Таблица 2 Особенности организации управления развитием региона Традиционная Новая (на основе РИС) Главная цель социально-экономическое развитие региона объединение пересечение Состав Органы законодательной и исполнительной власти Внедрение новых «специальных» институтов Структура Линейно-функциональная Линейно-функциональная с выделением матричных идивизиональныхструктур Технология: - Выработка принятия решения Преимущественно централизованное принятие решений Преимущественно децентрализованное принятие решений - Административные (организационные) методы Законы, указы, постановления, стандарты, нормативы Симметричное разграничение полномочий Расширение полномочий на асимметричной основе, создание локальных точек инновационного роста (индустриальные парки, технико-внедренческие зоны и т.п.) - Экономические методы Прямая государственная поддержка Развитиечастно-государственного партнерства, венчурного финансирования, налоговые льготы для производителейи потребителейпродуктов инновационнойдеятельности - Система стимулирования Реализация федеральных целевых программ, поддержка сложившейся инфраструктуры, система льгот и дотаций Развитие региональной инфраструктуры, ИКТ, телекоммуникаций, поощрение индивидуального развития В настоящее время в России выделяют наиболее активные субъекты РФ в области формирования региональных инновационных систем, такие как Томская, Новосибирская области, Республика Татарстан, но их активность обусловлена исторически сложившейся спецификой экономических ресурсов и научно­ образовательных ресурсов, предмет деятельности которых, сегодня позиционируется как приоритетные направления национальной экономической политики в области биотехнологий, нефтегазохимической отрасли, фармацевтической и т.п. [6] Создаются также локальные инновационные системы в рамках пилотных проектов, таких как Сколково, ОЭЗ. Таким образом, по мнению автора, ни одна из рассмотренных РИС не является собственно региональной системой, подчиненной субъекту РФ. Дуализм РИПС требует создания индивидуальной системы инновационных отношений, адекватных задачам развития конкретного региона. Только на местах можно четко определиться с тем, что нужно делать, чтобы сформировать интерес предпринимателей к инновациям, развивать венчурное направление финансирования в экономике, определить наиболее перспективные точки ее инновационного развития. В каждом субъекте Российской Федерации может быть создана региональная инновационная система. Управление инновационным развитием на уровне региона требует решения следующих взаимосвязанных задач. 1) утверждение пространственных факторов формирования инновационной экономики как ключевого, системообразующего элемента федеральной политики регионального развития 2) формирование единого правового поля осуществления и регулирования инновационной деятельности 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz