Север и рынок. 2013, N 2.

Институционально-функциональный, предполагает формирование системы необходимого круга эффективно действующих институтов и субъектов инновационной политики. Это институты, способные в совокупности обеспечить всю цепочку инновационного цикла от фундаментальной науки до производства новых товаров и услуг. Реализация данного подхода имеет множество различных путей. Например, в современных работах по теории инноваций, где анализируются свойства и новые тенденции, в той или иной форме нашедшие отражение во взаимодействии государства, науки и бизнеса и оформившиеся в виде концепции «тройной спирали», или модели стратегических инновационных сетей. Основной тезис теории «тройной спирали» заключается в том, что в системе инновационного развития доминирующее положение начинают занимать институты, ответственные за создание нового знания [2]. Причиной столь важного преобразования послужила логика развития науки, рождающей все больше синтетических направлений, которые включают как фундаментальные, так и прикладные исследования междисциплинарного характера и разработки. В этих областях наблюдается образование «кластеров», формирующих будущий потенциал инновационного развития (био- и нанотехнологии, информационные технологии), а связи между учеными, технологами и пользователями становятся качественно другими, так же, как и функции, выполняемые отдельными участникам и5. Оценка состояния основных субъектов инновационной системы в России и инструментов, используемых правительством для налаживания связей между ними, позволяет сделать вывод, что пока существуют и развиваются только «двойные», а не «тройные спирали» отношений, где доминирующую роль играет государство (государство - государственный сектор науки, государство - сырьевые отрасли промышленности, государство - остальной бизнес, наука - бизнес). [3] На региональном уровне институционально - функциональный подход будет реализован через формирование региональных инструментов инновационного развития. Далее мы более подробно рассмотрим состав и функциональное назначение всех элементов региональной инновационной системы. Социальный подход. В рамках данного подхода формируются социальные предпосылки инновационной экономики. Важность данного подхода исходит из следующей предпосылки: новый технологический уклад зарождается, когда в экономической структуре еще доминирует предшествующий и его развитие сдерживается неблагоприятной технологической и социально-экономической средой. В рамках данного подхода речь идет о создании социальной среды для расширенного воспроизводства человеческого капитала как основного фактора инновационного развития. Реализация рассмотренных подходов к инновационным изменениям в экономике возможна на основе реализации государственной инновационной политики на федеральном и региональном уровне. Причем региональный уровень может стать локомотивом инновационного развития. Таким образом, актуализируется задача формирования региональной инновационной системы на уровне субъекта Российской Федерации, однако как показало наше исследование, региональная инновационная система трудноотделима от национальной инновационной системы. Реализация комбинированного подхода к инновационному развитию на уровне региона, требует нового подхода к организации управления социально-экономическим развитием на уровне субъекта РФ, реализация которого возможна на основе РИС, проведем сопоставление между традиционной и новой системой, результаты представлены в табл.2. Система целеполагания является отправной точкой формирования «новой модели РИПС - управления», в ее основе лежит определение целей регионального развития (на основе методологических подходов, представленных нами выше), иными словами определение того, что будет «производить» региональная власть. При этом пространство общих целей формируется не объединением, а пересечением пространств целеполагания всех участников регионального развития. Все рассмотренные выше проблемы проявляются при формировании РИС. Отсутствие государственной (инновационной) региональной политики обусловливает отсутствие определенности в разграничении полномочий между органами власти по вопросам инновационного развития, смешение социально-экономических элементов региональных и национальных экономических систем. В результате барьеры, препятствующие формированию РИПС, проявляться в следующих чертах: - нечеткости определения понятий, очень часто происходит подмена понятий НИС и РИС, 5 Теория «тройной спирали» разрабатывается на основе институциональной экономической теории, поэтому для описания ее участников используется термин «акторы», подразумевающий для взаимодействующих институтов или индивидуумов наличие не только экономических стимулов, но и других интересов. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz