Север и рынок. 2013, N 2.

Согласно планам «Газпрома» на собственные нужды концерна в регионе должно было пойти около 1,5 млн т произведенных нефтепродуктов, на нужды Мурманской и Архангельской области - суммарно до 4 млн т. Таким образом, общий объем поставок за пределы региона и на экспорт не превысил бы 4,5 млн т. В 2011 году проект возведения «газпромовского» НПЗ на Кольском полуострове был скорректирован, однако, принципиального решения о начале строительства принято так и не было. Местом потенциального размещения объекта теперь стали называть площадку на западном берегу Кольского залива «. вблизи проектируемого к строительству нового района Мурманского морского торгового порта»[11]. Изначально, в процессе отбора наиболее подходящего района расположения НПЗ рассматривалось 12 возможных вариантов. В качестве ведущей проектной организации упоминалось ООО «ГазпромВНИИГАЗ»[12]. Расширялась товарная номенклатура производства НПЗ. Теперь, помимо нефтепродуктов, она включала в себя продукцию более высоко передела - товары нефтехимии. Основной продукцией завода должно было стать дизельное топливо, автомобильные бензины (марки Аи-92/95), судовое топливо, авиационный керосин. Предварительные характеристики будущего предприятия и предстоящего строительства озвучил побывавший в начале ноября 2011 г. в Мурманской области заместитель председателя Государственной Думы РФ, президент Российского газового общества Валерий Язев. Требуемые капитальные вложения, по скорректированным оценкам, возросли и составили около 250 млрд руб. Согласно новому проекту, планировалось создать более 1800 рабочих мест. Планируемая производственная мощность должна была вырасти до 16 млн т в год. Предполагалось, что производственная территория НПЗ займет от 12 до 18 км2 площади. Вместе с заводом планировалось строительство «с нуля» всей комплексной инфраструктуры: железнодорожной ветки, причальных сооружений, портофлота, накопительной базы готовой продукции, сырьевых трубопроводов терминала, продуктопроводов и пр. Несмотря на то, что первые общественные слушания прошли достаточно успешно, и экологические аспекты деятельности будущего НПЗ не вызывали резкой критики присутствовавших на них специалистов, в дальнейшем именно экологическая опасность проекта стала основной причиной его приостановки. В сентябре 2012 г. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) завершила госэкоэкспертизу документации «Обоснование инвестиций строительства нефтеперерабатывающего завода в районе Мурманска». Экспертная комиссия установила несоответствие представленной документации требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. Заключение экспертной комиссии госэкоэкспертизы было утверждено приказом Росприроднадзора от 28.09.2012 № 524 [13]. Таким образом, несмотря на повышенное внимание общественности и организацию «зеленого коридора» планам ОАО «Газпром» региональной администрацией, проект мурманского НПЗ был снова «заморожен» на этапе предварительных согласований с федеральными надзорными органами. До середины 2012 г. уже достаточно туманные перспективы создания в регионе крупного НПЗ связывали с ОАО «Лукойл», которое еще в мае 2000 г. планировало приступить к реализации проекта строительства предприятия производственной мощностью 3 млн т нефтепродуктов в год. В июле 2012 г. губернатор Мурманской области Мария Ковтун провела рабочую встречу с генеральным директором ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» Максимом Хитровым и генеральным директором ООО «Лукойл -Резервнефтепродукт» Владимиром Юхневым, на которой вновь поднимался вопрос о перспективах строительства на территории региона нефтеперерабатывающего завода ОАО «Лукойл. Однако, учитывая не совсем удачный собственный опыт реализации подобных планов в Мурманской области, компания «Лукойл» очень осторожно подошла к разработке новых масштабных проектов. В настоящее время «реанимация» проекта НПЗ «Лукойл» в Мурманской области, предложенная М.Ковтун, в очередной раз отложена на неопределенный срок. Таким образом, проблемы обеспечения бесперебойности топливных поставок, а также снижения транспортных издержек завоза топлива, до сих пор являются одними из наиболее острых в ряду вопросов, касающихся устойчивого социально-экономического развития этого северного региона. Существуют и другие проекты перерабатывающих предприятий, способных стать базообразующими для системы «северного завоза». В числе прочих выделяются инициативы Правительств Сахалинской области и республики Саха (Якутия). Проект Сахалинского НПЗ прорабатывается уже более 5 лет, но окончательного технико­ экономического и инвестиционного решения по нему также не было принято. Мощность предприятия должна была составить от 4 до 10 млн т в год, что было бы достаточно для покрытия потребности, помимо самой Сахалинской области, Камчатского Края, Чукотки, Магаданской 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz