Север и рынок. 2013, N 2.

обеспечения. Постоянной угрозой энергобезопасности северных территорий РФ является острая нехватка перерабатывающих производств. Из 30 крупных отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) непосредственно в Арктической зоне России с выходом на трассу Северного морского пути нет ни одного предприятия (ближайшие - р.Коми, ОАО «Лукойл - Ухтанефтепереработка», Антипинский НПЗ (ХМАО), Сургутский завод по стабилизации газоконденсата (ЗСК)) (см. рис.1). По этой причине для бесперебойного снабжения северных территорий топливом необходимо привлекать поставщиков из соседних регионов, применять сложные логистические схемы поставок с перевалкой на различные виды транспорта и координацией их совместной работы. Это резко усложняет задачи регионального жизнеобеспечения, является причиной высоких транспортных затрат, удорожания цен на завозимое топливо, роста тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), увеличения и без того высокой социальной нагрузки на местные бюджеты в условиях периферийности функционирования экономики районов Крайнего Севера нашей страны. Идея создания в Заполярье территориального предприятия нефтепереработки, способного покрыть внутренние потребности региона в нефтепродуктах, поставлять свою продукцию в другие северные регионы по программе «северного завоза» с использованием трассы Северного Морского Пути и одновременно участвовать в экспортных поставках, появилась сравнительно давно. Примерами таких проектов являются планы создания крупных объектов нефтепереработки в Мурманской области, республике Саха (Якутия), Сахалинской области и др. Рассмотрим более подробно историю данного вопроса на примере планов появления НПЗ в Мурманской области. Разработка проекта создания Мурманского НПЗ изначально была связана с инициативой создания Мурманской Трубопроводной Системы (ОАО «Лукойл, ОАО «Юкос» и др.). В 2000 г. наиболее интенсивно проект нефтеперерабатывающего предприятия разрабатывался компанией «Лукойл». Соглашение о сотрудничестве между ней и руководством Мурманской областью было подписано 16 февраля 1999 г. В нем оговаривались совместные действия по обеспечению поставок нефтепродуктов в северные регионы России через нефтебазы Мурманской области [3]. Местом расположения будущего завода должна была стать нефтебаза «Мохнаткина Пахта» в районе одноименного мыса, рядом с г. Североморск, имеющая для этого всю необходимую инфраструктуру. В качестве альтернативного места расположения рассматривалось побережье Печенгского залива (район Девкиной заводи и Трифонова ручья) [4]. Территория производственной площадки по плану превышала площадь в 100 га (10 км2). Помимо самого завода, проект «Лукойла» также предусматривал возведение нефтяного перевалочно-транспортного комплекса. Несмотря на подписание всех предварительных соглашений о реализации проекта, а также его поддержку на высшем федеральном уровне, не удалось договориться с Министерством обороны РФ о выделении необходимой под завод территории, что и стало основной причиной остановки проекта [5]. Рис.1. Распределение крупных объектов нефтепереработки на территории РФИсточник: ЦДУ ТЭК 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz