Север и рынок. 2013, N 2.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90%. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций. Все в совокупности организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, должны соответствовать следующим условиям: - совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 млрд руб.; - суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 млрд руб.; - совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 млрд руб. [7]. Результатом такого объединения становится налоговая выгода, которую получает налогоплательщик, обладающий положительной налоговой базой по налогу на прибыль, которая уменьшается на величину убытков, определившихся при исчислении финансового результата компании, входящей в консолидированную группу. Экономия при уплате налога на прибыль позволит аккумулировать средства предприятию, которые могут быть использованы на обновление и модернизацию производства. Однако внедрение в практику главы 3.1. Налогового кодекса о создании консолидированных групп налогоплательщиков, принятой с целью повышения конкурентоспособности крупных компаний, принесет существенные потери для бюджетов, источником которых является налог на прибыль. Так, первый опыт применения новых положений Налогового кодекса, как прокомментировала ситуацию Губернатор Мурманской области М.В. Ковтун, показал: « .компания «Олкон», входящая в группу «Северсталь», перешла на консолидированную группу налогоплательщиков, что привело к потере одного миллиарда рублей налоговых поступлений»[3]. В целом переход на международные стандарты финансовой отчетности с применением метода капитализации затрат можно признать положительным, поскольку данный подход позволяет укрепить финансовое состояние предприятия и обеспечить рост инвестиционной привлекательности горнодобывающей компании. Литература 1. Бельских И.Е . К вопросу использования МСФО, US GAAP и РСБУ в финансовой отчетности российского крупного бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 2. С.2-18. 2. Бобков О.А. Повышение инвестиционной привлекательности / О.А.Бобков // i-story.ru 3. Бюджет бьет в набат. Бизнес уводит налоги. Режим доступа : http://wyksa.ru/2012/11/28/byudzhet- bet-v-nabat-biznes-uvodit-nalogi.html 4. Кистерева Е.В. Инвестиционная политика предприятия./Е.В. Кистерева // Справочник экономиста. 2004. № 12. С.14-16. 5. Конторович С.П. Управление инвестиционной привлекательностью предприятия / С.П.Конторович // Вопросы экономики. 2003. № 8. С.24-36. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz