Север и рынок. 2013, N 2.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)_________________________________ Т.Е.Алиева к.э.н., с.н.с. ИЭП КНЦ РАН Аннотация: В статье обосновывается возможность использования для экологически опасных объектов механизма корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду в качестве одного из источников финансирования природоохранных мероприятий, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности, связанной с внедрением наилучших доступных технологий. Ключевые слова: экологически опасный объект, корректировка платы за негативное воздействие на окружающую среду, переход на наилучшие доступные технологии ON THE ECONOMIC TOOL FOR STIMULATION OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE NATURE PROTECTION ACTIVITIES (CASE STUDY OF THE MURMANSK REGION) T.E.Alieva PhD (Economics), senior researcher Abstract: The article substantiates the possibility of using the mechanism of fee correction for negative impact on the environment for environmentally hazardous objects as one of the sources of funding nature protection measures aimed at stimulating development of innovative activities related to implementation of the best available technologies. Keywords: environmentally hazardous object, correction of the fee for negative impact on the environment, transition to the best available technologies Плата за негативное воздействие на окружающую среду - один из экономических инструментов государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Ее основными функциями являются: стимулирование природопользователей к снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, а также компенсация ущерба за счет осуществления природоохранных мероприятий в местах негативного воздействия. Несмотря на неэффективность действующего механизма экологического нормирования и экономического стимулирования экологизации производства, что обусловлено наличием института «временно согласованных выбросов/сбросов» и незначительной величиной экологических платежей [1], у предприятий Мурманской области существует возможность развития природоохранной инновационной деятельности. Это становится особенно актуальным для экологически опасных объектов, в число которых входят крупнейшие предприятия горнопромышленного комплекса региона, осуществляющие свою деятельность в условиях Крайнего Севера, где экосистемы обладают пониженной способностью к самовосстановлению. Администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду в регионе является Управление Росприроднадзора по Мурманской области. Согласно действующему законодательству 20% суммы платежей направляется в федеральный бюджет и по 40% - в региональный бюджет и бюджеты муниципальных образований. Несмотря на планируемое в кризисный период 2008-2009 гг. снижение поступления платы за негативное воздействие в региональный бюджет Мурманской области [2], в 2008­ 2011 гг. сумма поступающих платежей постоянно увеличивалась. В 2011 г. она составила 202,765 млн руб., что фактически в 2 раза выше по сравнению с 2008 г. и на 7,8% выше по сравнению с 2007 г. Однако расходы регионального бюджета на охрану окружающей среды практически не изменились и в 2011 г. были равны 76,244 млн руб., что на 757 тыс. руб. меньше показателя 2008 г. В 2011 г. расходы регионального бюджета на охрану окружающей среды составили всего лишь 37,6% от общего поступления платежей за негативное воздействие на окружающую среду в региональный бюджет (рис.1). 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz