Север и рынок. 2013, N 2.

конкуренцию другой, неэкономической, например, военной, что особенно важно для систем морского хозяйства, так как «экономические методы могут выступать в качестве силовых при решении различных вопросов международного взаимодействия» [6]. Таким образом, проведение самостоятельной морской деятельности в целях освоения Мирового океана, компромисс возникающего сотрудничества и закономерного соперничества при согласовании интересов в этом процессе составляют функциональную доминанту национальной политики ведущих морских держав: мировой океан и морские ресурсы играют постоянно возрастающую роль в экономической и политической жизни России Геоэкономические и политические аспекты глобального противостояния настолько тесно взаимосвязаны, что порой представляют собой единое целое. Важнейшей сферой такого сложного противостояния является контроль над энергетическими ресурсами, при этом активно проповедовавшийся во второй половине прошлого века миф о том, что вот-вот произойдет некий инновационный, качественный скачок к термоядерной и солнечной энергии постепенно отпал сам по себе. При этом потребление всех видов углеводородных ресурсов, несмотря на политику энергосбережения развитых стран, только за последние 30 лет выросли в два раза, то есть значительно опережало по темпам рост численности населения планеты. Вызовы времени, таким образом, определяются неуклонным ростом спроса на ресурсы углеводородов [см. подробнее, например, 2, с.33-42], что стимулирует внедрение инновационных технологий добычи нефти и газа из сланцевых пластов, которые способствуют снижению конъюнктуры традиционных способов добычи. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [5] определила ключевые факторы, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ. Это - экстремальные природно­ климатические условия, включая низкие температуры воздуха, сильные ветры и наличие ледяного покрова на акватории арктических морей; очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения; удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок из других регионов России топлива, продовольствия и товаров первой необходимости и низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий. Экономическое освоение Арктического пространства требует усилий многих заинтересованных участников этого процесса, но, прежде всего, стран, расположенных непосредственно в Арктике. Наиболее часто Арктика, как самобытный стратегический регион, ограничивается Северным полярным кругом (66° 33' СШ), иногда южная граница Арктики совпадает с южной границей тундры (примерно 63035’СШ), в этом случае площадь Арктики составляет 27 млн км2, а в первом - 21,3 млн км2, в том числе российской - 9,3 млн км2 или 43,7%. Российское океаническое и морское пространство составляет 5,842 млн км2, включая океан - 2,049 и моря -3,793 млн км2 (в том числе российская часть Баренцева моря - 1,037 (72,8% от общей площади); часть Белого моря, находящаяся за Северным полярным кругом - 0,06; Карское море - 0,883; море Лаптевых - 0,662; Восточно-Сибирское море - 0,913 и российская часть Чукотского моря - 0,238 млн км2 (около 40% от общей площади). Российская Арктика включает территорию островов и архипелагов Северного Ледовитого океана общей площадью 0,19 млн км2 (в том числе Новая Земля - 0,083;Новосибирские острова - 0,038; Северная Земля - 0,037; Земля Франца-Иосифа - 0,016; острова Врангеля - 0,0074; Колгуев - 0,0052 и Вайгач - 0,0034) и континентальную территорию - 3,248 млн км2. В силу наиболее продолжительного побережья Россия оказалась обладательницей самого большого сектора. Почти 80 лет такое положение никого не смущало. Несмотря на то, что Россия обладала этим преимуществом, она пошла в 1997 году на подписание новых международных соглашений, которые существенно затрудняли для нее работу в Арктике. Передел северных полярных владений теперь направлен на доказательство того, будто Российская Федерация не имеет никаких оснований разрабатывать дно Северного Ледовитого океана. Вся история освоения Севера, десятки научных экспедиций и дрейфующих станций, открытие Северного морского пути, наконец, приоритет первопроходцев теперь якобы не имеют никакого значения. Главное - соответствие шельфовых и материковых пород. Именно поэтому в 2000 году после проведения экспедиции «Арктика-2000» Россия заявила, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением континента и арктический континентальный шельф России должен быть увеличен на 1,2 млн км2. В 2001 году Москва подала соответствующую заявку в ООН. Комиссия ООН ее не отклонила, но попросила представить 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz