Север и рынок. 2013, N 2.

хозяйственного освоения, низкая плотность населения и транспортных коммуникаций. Особая проблема - вечная мерзлота, особенно равнинных поверхностей, сильно заболоченных в летнее время. В этих условиях строительство и эксплуатация железных и автомобильных дорог чрезвычайно усложняется [4]. И даже с учетом глобального потепления, вызывающего процессы деградации криолитозоны, особенно в южной периферии её распространения, строительные свойства грунтов еще более ухудшаются [9]. И без того высокая стоимость строительства и эксплуатации дорожной инфраструктуры в этих условиях еще более возрастает. В итоге, строительство в зоне Арктики инфраструктурных объектов, в частности транспортных коммуникаций, представляет собой реализацию высокозатратных в инвестиционном отношении проектов. Исходя из этого, разработка подобных проектов должна включать обоснованные предпроектные научные исследования, к которым следует отнести ряд многокритериальных оценок: - оценка многоаспектного влияния транспорта на социально-экономическое развитие территории, определяя его как ресурс развития или фактор ограничивающий его; - оценка способности проекта выходить далеко за региональные рамки, оказывая при этом радикальное позитивное влияние на развитие ключевых отраслей промышленности; - оценка пропорциональности развития производственной сферы и транспортной инфраструктуры, соответствующей текущим и перспективным потребностям территории; - оценка мультипликативного эффекта, проявляющегося за пределами транспортного комплекса, часто превосходящего показатели деятельности самой транспортной инфраструктуры; - оценка влияния развития самого региона как фактора, определяющего прогнозный спрос на транспортные услуги; - оценка возможности обеспечения вариативности транспортного проекта, по сути предполагающей формирование «резервной цели». Таким образом, только активное государственное участие, системное понимание и определение четких ориентиров, а также масштабные научные исследования - залог реальных сдвигов в комплексном хозяйственном освоении экстремальных территорий Арктики. Литература 1. Амос П. Роль государства и частного сектора в предоставлении транспортной инфраструктуры и транспортных услуг. URL: siteresources.worldbank.org/.../214578.../tp-1_pp-roles_rus.pdf 2. Косов И.. Транспортный потенциал России и роль Особых экономических зон в его реализации. URL : http://www.morvesti.ru/analvtics/index.php7ELEMENT ID=9439 3. Кобылинская Г.В. Структурные особенности финансовых вложений: региональный аспект // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2012, т.3 № 31. С. 112-117. 4. Леонтьев Р.Г.. Формирование единой региональной транспортной системы (программно-целевой подход). М.: Наука, 1987. 152 с. 5. Отчет ОАО «Мостотрест». URL: http://ir.mostotrest.ru/fileadmin/pdf/mostotrest-annual11-ru_web.pdf ). 6. В.С. Селин, Е.П. Башмакова. Приоритеты современных государственных стратегий развития арктических регионов // Регион: экономика и социология, 2013, № 1. С. 3-22. 7. Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход к их решению. Москва- Сыктывкар, 2004. 172 с. 8. Ульченко М. В. Экономическая безопасность регионов: зарубежный опыт // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2012, т.2, № 30. С. 121-125. 9. Д. Шестернёв. О капризах вечной мерзлоты и проблемах её транспортного освоения. URL: http://н-дв.рф/magazineArticles/show/?id magazine=20&id magazineArticle= 103) . 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz