Север и рынок. 2013, N 2.

Автомобильные дороги 57% Рис.1 Доля бюджетных инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры в России, 2011 г., млрд руб. (без НДС), % Источник: Отчет EMBS Group Зафиксированный рост объемов финансовых вложений 660,1 млрд рублей в 2011 г. против 355,5 млрд руб. в 2006 г. объясняется увеличением объемов финансирования ключевых инфраструктурных проектов (Олимпийские игры в Сочи, Универсиады в Казани и саммита АТЭС во Владивостоке), в ряде случаев превышавших выделенные ранее бюджеты и достигавших 200%, а также в основном развитием транспортной инфраструктуры Центрального федерального округа. Тем самым, реализация транспортных проектов Севера и Арктики постоянно сдвигается, попадая, как отмечают эксперты в области развития транспорта, в категорию футуристических. Вовлечение в данный процесс частных инвесторов, также сопровождается значительными сложностями. Россия, а в бытность Советский Союз, не обладали такими особенностями как США, где основу транспортной системы составляла так называемая «природная инфраструктура» («водная решетка») - естественная транспортная меридианально-широтная водная сеть, включающая в себя судоходные речные артерии и систему сообщающихся Великих Озёр. Изначально транспортная система в нашей стране развивалась не по матричной, а, скорее, по радиальной схеме, с преимущественным упором на создание сухопутных путей [2]. В свою очередь это обстоятельство определило высокозатратность поддержания подобной системы, как следствие, сложность участия в этом процессе частного бизнеса, и в целом, подобная конфигурация транспортной сети является тормозом развития периферийных районов страны. Отсутствие системного законодательства по реализации механизма государственно-частного партнерства, усложнение контрактных процедур не только снижают интерес участия частного капитала в этой сфере, но и внедрение прогрессивных инновационных технологий строительства. Так, законодательство в этой области, по-прежнему сохраняет главным критерием государственных заказов по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию дорог - минимальную цену, то есть уменьшение расходов бюджета. Дополняют картину - устаревшие нормы проектирования в дорожном хозяйстве. В итоге, анализируя ситуацию в транспортной сфере северо-арктических регионов России и изменения, произошедшие с момента образования нового государства, приходится, к сожалению, в большей степени свидетельствовать о негативных тенденциях, нежели достижениях. А ведь именно к сфере прямой ответственности государства относятся: сохранение единства транспортного пространства страны, обеспечение безопасности транспортного процесса, стратегическое развитие транспортной инфраструктуры, в том числе направленной на ликвидацию транспортной дискриминации населения, а также создание правовой базы транспортной деятельности и содействие в привлечении частных инвестиций. Наукой накоплен богатый методологический инструментарий транспортного освоения пространств, в том числе и экстремальных территорий. Обосновываются различные подходы к развитию транспортных систем, в основе которых и либеральные взгляды, и государственный 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz