Север и рынок. 2013, N 2.

6. Корзун В.А. Глобальное потепление - реальность или политизированный миф. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 191 с. 7. Васильев В.В. Результаты апробации комплексного природохозяйственного выделения зоны Арктики и определения ее южной границы // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. № 1(29). С.93-98. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ А.В.Шпак к.э.н., доцент, зав. сектором Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского научного центра РАН Аннотация. В статье рассматриваются особенности и проблемы формирования транспортной инфраструктуры в Арктической зоне РФ, выделяются концептуальные подходы к транспортному освоению арктических регионов. Ключевые слова: транспортная система, регионы Арктики, транспортный потенциал, государственной регулирование THE TRANSPORT SYSTEM OF THE ARCTIC REGIONS: CONCEPTUAL VIEW AT THE DEVELOPMENT A. V.Shpak PhD (Economics), head of sector Luzin Institute for Economic Studies, Kola Science Centre of RAS Abstract The article discusses the features and problems of the transport infrastructure formation in the Arctic zone of the Russian Federation, highlighted are the conceptual approaches to the transport development of Arctic regions. Keywords: transport system, the Arctic regions, transport capacity, state regulation Научные дискуссии на одну из популярнейших и, несомненно, актуальных тем - освоение Арктики - не теряют своих «оборотов». Сегодня это не только глубоко региональная тема России, а по сути - глобальный международный проект. Конкуренция за использование ресурсного и территориального потенциала арктического макрорегиона существенно усилила территориальные претензии стран, выходящих в арктическую зону по поводу прав на Арктику. Это привело к тому, что все приарктические государства, в число которых входят восемь стран - Дания (включая Гренландию), Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция разработали и приняли на государственном уровне программные документы, выражающие их намерения в освоении Арктического региона [6]. Интерес к Арктическому региону растет не только среди приарктических стран, но и среди экстерриториальных держав. Так, согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на газ до 2035 года ежегодно будет расти: в Китае на 7%, в Индии на 4,7%, в целом в азиатском регионе - на 4,5% в год, а на мировом рынке - минимум на 1,8% ежегодно в ближайшие 20 лет. В сравнении с другими циркумполярными странами Россия обладает самой протяженной береговой линией и самым широким шельфом в Арктическом бассейне. Производимая в этой зоне продукция, обеспечивает получение более десяти процентов национального дохода России (при доле населения, равной одному проценту) и более двадцати процентов объема общероссийского экспорта [2]. И если исторически, вплоть до недавнего времени арктические территории России, в частности европейский Север, регионы Дальнего Востока, Чукотская, Магаданская и другие области были достаточно рядовыми пограничными районами Советского Союза и, отнюдь, не главными выходами страны в мирохозяйственные связи, то в настоящее время современное положение России в мирохозяйственной и политической системах существенно изменилось и приобретает все большее экономическое и геополитическое значение. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz