Север и рынок. 2013, N 2.

воды увеличится эрозия береговых линий в Арктике. Все это создает особо опасные воздействия на всю инфраструктуру, в первую очередь портовую [6, 7]. С учетом всех этих обстоятельств достаточно противоречивые результаты дал экспертный опрос, который проводился в ходе научно-практической конференции «Экономические исследования на Севере: от прошлого к будущему», проходившей в Институте экономических проблем 15-17 декабря 2011 года. Предлагавшаяся участникам конференции анкета была посвящена стратегическим проблемам государственной политики на Севере. Ее заполнили 34 участника, в том числе 9 докторов наук, 18 кандидатов наук и 7 специалистов без ученой степени. Наиболее представительная часть была от научных организаций (17 чел.), десять специалистов работают в высших учебных заведениях, 4 - в органах региональной и муниципальной власти и 3 - на производственных предприятиях. Большая группа вопросов была посвящена перспективам освоения арктического шельфа и развития Северного морского пути, что достаточно важно для составления сценарных прогнозов. В целом, возможности добычи газа с морских месторождений в Арктике оценивается достаточно позитивно: более 70% опрошенных считают, что к 2025 году на шельфе будет добываться от 100 до 200 млрд м3 природного газа. Что касается Штокмановского проекта, то большинство ответило, что «первый» газ будет с него получен в 2020 году или за его пределами (60%). Таблица 1 Возможные сроки начала освоения ШГКМ Годы получения газа 2016-2017 2018-2019 2020 За пределами 2020 г. Штокмановский проект 15 26 33 26 Освоение уникальных газоконденсатных месторождений Карского моря вероятнее всего начнется в 2025 году или за его пределами (68% опрошенных), более ранние периоды отметили 32% участников. В отношении строительства завода по сжижению природного газа (СПГ) на Кольском полуострове твердую уверенность выразили только 20 экспертов (59%), но и отрицательны всего 2 ответа. Остальные не определились. Отдельные расхождения среди ответивших положительно наблюдаются по срокам ввода и возможной мощности, что показано в табл.2. Таблица 2 Оценка сроков строительства завода СПГ на Кольском полуострове 2020 год мощность, млн т 10 20 25 более 25 распределение, % 70 15 15 - 2025 год мощность, млн т 20 30 35 более 35 распределение, % 35 45 10 10 При этом 43% ответов получено в пользу отгрузки СПГ на Северо-Американский рынок (САР), столько же - на Европейский (ЕР). В пользу Азиатско-Тихоокеанского рынка прозвучал один голос, два эксперта не определились. А в отношении строительства завода СПГ на полуострове Ямал (п.Харасавей) сомнений намного больше: только 14 чел. (40%) считают, что это возможно, а более 50% затруднились дать какой-либо ответ. Наиболее вероятной мощностью в 2020 году опрошенные считают 5 млн т, а для 2025-2030 годов ответы настолько «разбросаны», что мы не считаем целесообразным их приводить. Что касается ориентации, то 55% считают предпочтительным экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и 40% - Северо-Американский. Последним был поставлен связанный с предыдущими вопрос о возможности (в соответствии с Основами государственной политики РФ в Арктике) активизации грузоперевозок на трассе Северного морского пути к 2020 году. Вернее, он задавался в отношении наиболее сложного Восточного сектора СМП (от пролива Вилькицкого до Берингова пролива), где в 2011 году общий объем грузов составил всего 1,0 млн т. Таблица 3 Экспортная оценка грузопотоков восточного сектора Северного морского пути к 2020 году Всего морские перевозки млн т до 1 от 1до 2 от 2 до 5 от 5 до 10 более 10 распределение ответов, % 21 39 30 10 - в т. ч. транзитные млн т до 0.5 до 1 от 2 до 4 от 5 до 8 более 8 распределение ответов, % 61 24 15 - - 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz