Север и рынок. 2013, N 2.
В настоящее время известно, что ОАО «Газпром» отложил на неопределенное время как Штокмановский проект, так и строителство заводов сжиженного природного газа на Ямале. Зато возник новый масштабный и инновационный проект «Ямал СПГ», который реализует ОАО «НОВАТЭК», крупнейший независимый и второй по объемам добычи производитель природного газа в России. В рамках данного проекта планируется разрабатывать Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение на полуострове Ямал и построить завод по производству СПГ. Предусматривается создание морского порта в пос. Сабетта на восточном побережье полуострова - в Обской губе. В соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа» до 2025 г. [4] в целях обеспечения транспортировки углеводородов на полуострове Ямал предполагается создать условия для транспортировки СПГ через СМП. На основе эффективного государственно-частного партнерства (государство участвует в развитии и содержании объектов федеральной собственности - акваторий, ледокольного флота, в обеспечении безопасности мореплавания, а коммерческие структуры создают арктический транспортный флот, участвуют в развитии портового хозяйства и морской транспортной инфраструктуры) и совершенствования тарифной политики будет сформирована рентабельная, устойчиво работающая арктическая транспортная система. В декабре 2011 г. в Лондоне ОАО «НОВАТЭК» представило презентацию стратегии развития до 2020 г., в том числе проект «Ямал СПГ». Газ с месторождений Ямала будет экспортироваться в Европу, Америку и Азию напрямую на газовозах ледового плавания или на арктических челночных газовозах с перегрузкой на обычные газовозы (не ледового класса грузовместимостью 145-265 тыс. м3) в незамерзающем порту, или непосредственно с газовоза на газовоз, или в различных комбинациях. Завод по производству СПГ будет включать три технологические линии производительностью по 5 млн т в год каждая, первая из них будет запущена в эксплуатацию в IV квартале 2016 г. [4]. За счет бюджетных средств предполагается провести дноуглубительные работы, создать судоходный канал и систему управления движением судов, а ОАО "Ямал СПГ" (основной акционер ОАО "НОВАТЭК") построит наземные объекты портовой инфраструктуры. Отдельной стратегической проблемой для арктических грузопотоков является состояние ледокольного флота. В его составе (находится в федеральной собственности) шесть атомных и пять дизель-электрических ледоколов. Однако к 2020 году, то есть периоду активной фазы освоения шельфа Арктики, в строю останется только один атомоход, «50 лет Победы». Учитывая, что последний стоился почти 20 лет в условиях постоянного дефицита средств, можно понять всю остроту проблемы. При этом необходимо иметь в виду, что стоимость двухосадочного ледокола может достигать 250-300 млн долл. США, а линейного ледокола-лидера - 450-500 млн долл. В настоящее время Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено строительство трех универсальных атомных ледоколов типа ЛА-60Я, которые будут способны работать как на морской проводке в льдах толщиной до 3 м, так и в мелководных районах устья Енисея, Обской губы, других прибрежных районах арктических морей. Они заменят ледоколы типа «Арктика» и «Таймир» в обеспечении ледовой проводки судов. Очевидно, что этого явно недостаточно для круглогодичного экспорта продукции Арктической зоны РФ, если ее объемы будут исчисляться в миллионах и десятках миллионов тонн. Рекламируемые сейчас схемы транзита рассчитаны на летний период (июль-сентябрь) и являются малопригодными для массового производства СПГ, требующего постоянной доступности СМП [5]. Начало освоения шельфа, особенно с учетом вероятных изменений климата, может привести к достаточно оптимистическому сценарию. При этом можно отметить, что перевозки в восточном секторе СМП, как и транзит, вряд ли достигнут в ближайшие 10 лет значительных размеров. Что касается 2025 года и более отдаленной перспективы, что здесь может быть более положительная динамика, особенно если оправдаются мнения экспертов о существенном потеплении и изменении ледовой обстановки в Арктике. По мере потепления, ледяной покров в Арктике будет становиться все меньше и тоньше. Навигация улучшится не только на морских трассах, но и в прибрежной зоне, на основных реках. Усилятся возможности для развития водного транспорта, торговли и туризма. СМП может стать одним из основных грузовых маршрутов на земном шаре, а уменьшение ледяного покрова будет благоприятствовать развитию добычи нефти и газа на шельфе. Однако специалисты предупреждают и о новых рисках. Под воздействием совокупности таких факторов, как повышение уровня моря, таяние вечной мерзлоты и усиление воздействия волн в результате увеличения площади открытой 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz