Север и рынок. 2013, N 2.

о необходимости доведения добычи газа уже в 2025 году до 1 трлн м3. Видимо, для компенсации падения объемов добычи нефти. Существуют факторы, затрудняющие масштабное проникновение российской, в т.ч. арктической, нефти на Северо-Американский рынок (САР). Во-первых, это крайне высокий уровень конкуренции экспортеров, в первую очередь стран ОПЕК, имеющих значительно более низкие издержки. Во-вторых, ближайший сосед и союзник США - Канада - располагает запасами нефти, в три раза превосходящими запасы России. Нефти тяжелой, в основном битумной, но технический прогресс быстро улучшает показатели освоения таких месторождений. Наконец, нельзя забывать о традиционном «недоверии» САР к российской продукции, до конца не изжитой даже «перезагрузкой». Рынок СПГ, который, в отличие от «трубного» газа, обеспеченного долговременными контрактами, - в значительной мере определяется текущими биржевыми ценами. Его неустойчивость оказалась особенно заметной во время экономического кризиса 2009 года, дополненного «сланцевой» лихорадкой в США, когда цены на сжиженный природный газ упали почти в 2 раза. Что касается географии экспортных поставок СПГ, то вплоть до 2000 г. около 90% их приходилось на Азиатско- Тихоокеанский рынок (АТР), в первую очередь на Японию и Южную Корею. Европа стала диверсифицировать свои поставки за счет сжиженного газа, начиная с 2002 года, и в настоящее время СПГ достигает здесь 20% общего потребления. При этом в предкризисный период (2007-2008 гг.) активно проектировались новые мощности по приемке и регазификации СПГ практически на всех глобальных рынках. Их мощность к 2015 году должна была возрасти более чем в 2 раза и обеспечить приемку 450 млн т сжиженного газа. Активно прорабатывались в этот период соответствующие проекты и в России. Почти половина терминалов должна была войти в строй в Соединенных Штатах Америки. Северо-Американский рынок в этом плане являлся для России наиболее предпочтительным, поскольку на Европейский рынок она активно усиливаем «трубные» коммуникации, а Азиатско- Тихоокеанский рынок СПГ слабодоступен из-за высоких транспортных издержек и экономических рисках при доставке из месторождений Западной Сибири, а тем более Баренцева моря. Однако САР преподнес всем экспортерам неприятный сюрприз: в связи с резкой активизацией добычи сланцевого газа строительство новых терминалов для импорта СПГ в 2009­ 2010 гг. было практически «заморожено». И это притом, что его теплотворная способность в 2 раза ниже, чем у природного газа и очень велико наличие вредных примесей, что вообще не позволяет подавать его в трубы высокого давления без дорогостоящей очистки. Тем не менее, сейчас в США продается самый дешевый газ, в первом полугодии 2012 года цена его на терминале Henry Hub составила 85 долл. за тысячу м3. Причем в отдельные периоды она опускалась до 70 долл., значительно «превосходя» внутрироссийские тарифы. По данным Росстата, средняя цена приобретения газа российскими предприятиями в этом же периоде составила 3.5 тыс. руб. (115 долл.) за тысячу кубометров [2]. В этой связи прогнозировать потенциальную экспортную емкость САР достаточно проблематично. А до Тихоокеанского рынка далеко, да и ледокольное сопровождение в арктической транспортной системе здесь необходимо практически круглый год. Р.Касаткин отмечает, что в России реализуется только один проект по сжижению природного газа и морского терминала для его экспорта - на о.Сахалин в рамках проекта «Сахалин-2». В то же время он приводит целый ряд соответствующих проектов, основная часть которых связана с арктическими перевозками [3]: - проект по строительству СПГ-завода и терминала в Усть-Луге (Финский залив) для экспорта газа, который будет поступать по Северо-Европейскому газопроводу; - проект по строительству СПГ-завода и терминала для экспорта газа Штокмановского месторождения (Баренцево море); - проект по строительству СПГ-завода и терминала для экспорта газа Харасавэйского месторождения (п-ов Ямал); - предварительные планы строительства СПГ-терминала в Архангельске для экспорта западносибирского газа, который будет поступать по уже строящемуся газопроводу Нюксеница- Архангельск; - проект компании «Приморский газовый терминал» по строительству СПГ-завода и терминала в районе Приморска (Финский залив). 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz