Север и рынок. 2013, N 2.

Всего на территории Типано-Печорской НГП 48 месторождений нефти и газа, из них 41 разведано, а 24 переданы в разработку. Потенциальные (прогнозные+перспективные) ресурсы природного газа этой провинции оцениваются в 3,6+0,1 трлн м3или 2,4% от российских. Западная Арктика - это наиболее значимый по критерию локализации начальных суммарных ресурсов углеводородов (НСР УВ) регион России. Всего НСР УВ шельфовых зон России составляют 136 млрдт. у. т., из них извлекаемых - более 100 млрдт.у. т., в том числе НСР нефти и газа 13 и 87% соответственно [1]. Наибольшая доля (порядка 75%) НСР УВ континентального шельфа приходится на моря Западной Арктики (Баренцево - 25,6; Карское, включая заливы и губы -44,4; Печорское -5,1). Следующие места в порядке убывания занимают Охотское (8,8), Восточно-Сибирское (5,7); Каспийское (3,5) и Чукотское (3,4) моря, а также море Лаптевых -3,3%. Характерной особенностью современного противостояния за контроль над энергетическими ресурсами является то, что это явление имеет тенденцию к усилению и принимает все более выраженный региональный характер, то есть создается глобальная сеть локальных (региональных) противоречий на энергетических рынках. И это является существенным вызовом для регионов с сырьевой ориентацией хозяйства, в том числе и для Западной Арктики. При этом сырьевая специализация регионального хозяйства в современных геоэкономических координатах является по существу безальтернативной и обусловливается как природно­ климатическими особенностями, так и, что важнее, системными ограничениями, накладываемыми явно колониальным характером экономического освоения энергетических (и других, например, биологических и минеральных) ресурсов Западной Арктики. Поэтому пространственная организация регионального хозяйства имеет экспортно-сырьевой тип. Активизация процессов глобализации обусловила формирование новых подходов к пространственной организации экономики Западной Арктики в целом и освоения энергетических ресурсов региона, в частности; эти подходы определяются тем, что, благодаря бурному развитию системы коммуникаций и специальной техники в последние годы, с одной стороны, Северный Ледовитый океан перестал быть непреодолимый преградой для третьих стран, как в геополитическом (военном и стратегическом), так и геоэкономическом (имеется в виду относительно свободный доступ к арктическим энергетическим ресурсам и рынкам) смыслах, а с другой - страны Западной Европы и Северной Америки имеют возможность включить этот регион в собственную систему глобальных интересов, которые сводятся к проведению такой политики, которая позволила бы закрепить экспортно-сырьевую ориентацию экономики не только Западной Арктики, но и всей России. Геополитическая позиция России продолжает оставаться благоприятной в том смысле, что «ни одна из существующих ситуаций за пределами России не создает прямой военной угрозы ее безопасности» [2,с.43] и благодаря наличию географического фактора - относительно свободному выходу в Мировой океан через акваторию Арктических морей. В условиях обостряющегося противостояния ведущих морских держав в борьбе за контроль над арктическими ресурсами проблема обживания и обустройства Арктики принимает воистину национальный характер. Еще в [4, с.40-42] были сформулированы задачи, решение которых требовал сам факт владения северными приполярными пространствами (по существу это была первая Арктическая доктрина СССР, положившая основу масштабного освоения этого региона): «охрана безопасности всей необъятной линии нашей северной границы, развитие экономики северных областей Сибири, сохранение в своих руках Северного морского пути, развитие прибыльнейшего горного, пушного, зверобойного и рыболовного промыслов, и, наконец, сулящая грандиозные перспективы эксплуатация трансарктического воздушного пути... С увеличивающимся международным значением советских полярных владений, своим политико-географическим расположением. они должны вызвать с нашей стороны меры к охране этих владений путем их лучшего изучения, учащением посылки наших экспедиций, заблаговременным устройством в первую очередь метеорологических и радиостанций, а затем и аэродромов. Главным же образом необходимо установить периодическое патрулирование наших морских и воздушных судов с осуществлением ими функций надзора за иностранными охотничьими, рыболовными и т.п. партиями». Исчезновение действенности системы сдержек и противовесов после окончания «холодной войны», нарушение принципа многосторонности, как в геополитике, так и в геоэкономике, 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz