Север и рынок. 2013, N 2.

ледовых классов и аналогичных по правилам зарубежных классификационных обществ - танкеры для перевозки сырой нефти, нефтепродуктов и химических грузов начала ведущая российская судоходная компания ОАО "Совкомфлот" [5, 6]. Далеко не все суда арктических ледовых классов эксплуатируются в Арктическом бассейне и на СМП. Многие из них изначально предназначались для эксплуатации в не арктических замерзающих морях, в частности, для работы в Финском заливе, Балтике и в Охотском море. В составе арктического флота ведущих судоходных компаний эксплуатируются еще устаревшие суда, строившиеся большими сериями до 1990-х годов. Это универсальные сухогрузные суда, предназначенные для перевозки генеральных грузов, - типа "Пионер", лесовозы типов "Влас Ничков” и "Пионер Москвы", контейнеровозы типа "Капитан Сахаров", балкеры типов "Дмитрий Донской" и "Михаил Стрекаловский", железнодорожные паромы типа "Сахалин", нефтеналивные танкеры типа "Лунни". Наиболее же известные суда тех лет постройки - многоцелевые сухогрузные суда Ло-Ро типа СА-15 - головное судно серии "Норильск" и суда 2-й серии - головное "Анатолий Колесниченко" ледового класса ULA (Arc7) дедвейтом 22-23 тыс. т. АРКТИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА Основные виды грузов Направления перевозок Подсистема грузового транспорта (ледового класса) Подсистема портового хозяйства Подсистема транспортной инфраструктуры Подсистема экономического регулирования Насыпные (навалочные) Генеральные (включая контейнеры) Наливные (нефть и нефтепродукты) Северный завоз: с запада с востока Каботаж Дудинское направление Транзит по СМП Балкеры Танкеры дедвейтомдо 50 т.т. Контейнеровозы Лесовозы Рефрижераторы Порты восточного и западного акторов Портопункты (включая бункеровочные) Терминалы стационарные Терминалы рейдовые Ледокольный флот Вспомогательный флот Службы безопасности (включая экономическую) Службы гидрометеорологи­ ческого и навигационного мониторинга Законодательство о торговом мореплавании Тарифное регулирование Налоговое законодательство Таможенное законодательство Система страхования Экологическое регулирование ПЕРСПЕКТИВНЫЙ блок Крупномасштабные перевозкинефти Сжиженный природный газ Печорское море Обская губа Енисейский залив Полуостров Ямал Танкеры линейные дедвейтом 100 т.т. и выше Газовозы дедвейтом 100 т.т. и выше Терминалы- накопители на добычных платформах Ледоколынового поколения (включая двухосадочные), способные к ледовойпроводке судов дедвейтом 100т.т. и выше Федеральный закон о Северном морском пути и соответствующая ФЦП Рис.1. Примерная схема арктической транспортной системы В 2011-2012 годах ОАО "Совкомфлот" разместило заказ на строительство 4 газовозов, которые в будущем могут использоваться на вывозе сжиженного природного газа (СПГ) Штокмановского месторождения, а также на перевозках практически между всеми существующими терминалами СПГ, в том числе и с введённого в 2009 г. в эксплуатацию завода по производству СПГ на Сахалине. Газовозы - (рис.2) - будут иметь грузовместимость 170 тыс. м3, дизель-электрическую установку, работающую на трёх типах топлива, ледового класса Ice2 и комплекс оборудования для работы в условиях низких температур. Суда будут наиболее совершенными из всех имеющихся мировых аналогов и учитывать последние экологические требования, являться энерго­ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz