Север и рынок. 2013, N 2.

из них приходилось на Карское море за счет обеспечения деятельности ОАО ГМК «Норильский никель» и вывоза нефти и газоконденсата из Обской губы. Грузоперевозки по Северному морскому пути в 2011 году составили 3111 тыс. т (по данным администрации СМП), в том числе [1]: • вывоз (806 тыс. т) - 26% всех перевозок, • завоз (1471 тыс. т) - 47.2% с учетом междупортовых перевозок по Севморпути, • транзит (834 тыс. т) - 26.8% перевозок. Грузопотоки в 2011 году в районах, смежных с СМП, более полугода покрытых льдом (согласно статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву) составили в Печорском море (юго-восток Баренцева моря) - 3900 тыс. т и северной части Берингова моря - 415.3 тыс. т. Всего в Арктике с учетом перевозок в границах СМП (3111 тыс. т) и смежных с ним районов (4315 тыс. т) общие перевозки составили почти 7.5 млн т. Необходимо отметить, что транзит по Северному морскому пути не является перевозками между зарубежными портами (в 2011 году транзитных перевозок не было, в 2012 году - один рейс). Основные грузопотоки проходили между портом Мурманск и портами Юго-Восточной Азии, в том числе 14 рейсов было совершено судами дедвейтом свыше 20 тыс. т, из них 10 - дедвейтом свыше 70 тыс.т по следующим направлениям: Мурманск - порты Китая: 492.7 тыс. т, Мурманск - порты Южной Кореи: 231.0 тыс. т, Мурманск - Банконг (Таиланд): 90.3 тыс. т. Современная геоэкономическая и геополитическая ситуация в Мировой Арктике характеризуется отнюдь не благожелательным взаимодействием, а нарастанием противоречий в освоении ее ресурсов и морских коммуникаций. Президент Российской Федерации 18 сентября 2008 г. утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Одним из основных национальных интересов в Арктике признано использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике. Однако уже 12 января 2009 г. в Соединенных Штатах принята Арктическая национальная политика, где отмечено, что свобода открытого моря является основным национальным приоритетом. Северо-Западный проход является проливом, используемым для международного судоходства; Северный морской путь включает проливы, используемые для международного судоходства; режим транзитного прохода применяется к проходу через оба этих пролива. Таким образом, можно констатировать, что борьба за морские коммуникации и другие ресурсы арктического шельфа еще впереди, и она будет продолжительной и напряженной. При этом не вызывает сомнений то, что это будет соперничество в первую очередь передовых технологий, хозяйственных систем и способности защищать национальные интересы, в том числе силовыми методами [2, 3]. Между тем Россия закрепила свои претензии на контроль за судоходством на всей трассе СМП в Федеральном законе от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». В статье 2 закона дается следующее определение: «Плавание в акватории Северного морского пути, исторически сложившейся транспортной коммуникации Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами» [4]. Характерно, что определение внесено в Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», то есть вся акватория СМП приравнена уже этим к территориальному морю. Указано, что организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется администрацией СМП, которая в том числе осуществляет прием заявлений на плавание судов в акватории Северного морского пути, рассмотрение таких заявлений и выдачу разрешений на плавание судов. В соответствии с Конвенцией по морскому праву (далее Конвенция) такие действия являются закономерными в исключительных (200-мильных) экономических зонах с постоянным ледовым покровом. Однако покров этот быстро сокращается, что ставит администрацию СМП в затруднительное положение в отношении определения участков, где такие разрешения 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz