Север и рынок. 2013, N 2.

СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА ИАРКТИКИ ПРИОРИТЕТЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В.В.Васильев к.г.н., ведущий научный сотрудник, В. С. Селин д.э.н., главный научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского научного центра РАН Аннотация. Анализируются современные геополитические и экономические вызовы в Арктике. Показаны тенденции грузопотоков Северного морского пути. Обоснованы меры, направленные на защиту национальных приоритетов в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации. Ключевые слова: национальная безопасность, Арктика, Северный морской путь, экономика, грузопотоки, интересы PRIORITIES OF NATIONAL INTERESTS' DEFENSE ON THE NORTHERN SEA ROUTE V. V. Vasiliev PhD (Geography), Leading researcher V.S.Selin Doctor of Sciences (Economics), Chief researcher Luzin Institute for Economic Studies, Kola Science Centre, Russian Academy of Sciences Abstract. The current geopolitical and economic challenges in the Arctic are examined. The tendencies of freight traffic along the Northern Sea Route are shown. Measures to defend the national priorities according to the Strategy of the Russian Arctic development are substantiated. Keywords: national security, the Arctic, the Northern Sea Route, economy, freight traffic and interest Утвержденная в феврале 2013 года Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года предусматривает в качестве важнейшего направления развитие инфраструктуры арктической транспортной системы. При этом она рассматривается в качестве единой транспортной магистрали страны, ориентированной на круглогодичное функционирование и включает в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации. Предусматривается совершенствование транспортной инфраструктуры в регионах освоения арктического континентального шельфа в целях диверсификации основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки. В результате ожидается реструктуризация и рост объемов грузоперевозок по Северному морскому пути, в том числе за счет государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, а также развитие береговых объектов. Реформенный период нанес определенный урон национальным интересам в Арктике. Переход к новой системе хозяйствования драматически отразился на арктических морских перевозках: достигнув своего максимума в 1987 году (около 6.5 млн т), они уже в 1999 году снизились до 1.6 млн т (в четыре раза), при этом в восточном секторе он уменьшился в 40 раз (до 30 тыс. т). В последние годы наблюдается постепенный рост грузопотоков, в том числе транзитных, однако в целом он явно не отвечает геоэкономическим задачам и возможностям российской Арктики. В Баренцевом море он происходит за счет освоения Варандейского месторождения, с которого в 2010 году было отгружено 7.5 млн т сырой нефти. Резкое снижение (до 4 млн т) произошло в 2011 году за счет снижения добычи на Южно-Хилчуюсском месторождении. Однако этот сектор, как будет показано ниже, не вошел в акваторию Северного морского пути, хотя остается базовым элементом всех перевозок. До 2010 года грузопотоки СМП не превышали 2 млн т, причем свыше 80% 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz