Север и рынок. 2013, N 2.

финансовые последствия в будущем, а значит, оказывать влияние на показатели деятельности организации. [2] Таким образом, ценность информации бухгалтерской (финансовой) отчетности стала определять ее прогнозная составляющая, а не показатели, которые констатирует результаты, достигнутые за истекший период. Для этого необходимо формировать информацию неучетного характера и отражать сведения, необходимые пользователям для принятия экономических решений относительно данной организации в пояснениях к бухгалтерской отчетности. В настоящее время в российском законодательстве по бухгалтерскому учету отсутствует методика оценки рисков и способов их раскрытия в отчетности. Минфин РФ не отрицает данный факт, но указывает со ссылкой на ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" на то, что для формирования у пользователей полного представления о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях в финансовом состоянии организации в отчетность должна включаться дополнительная информация, показатели и пояснения. [5] Одним из примеров такой дополнительной информации Минфин РФ называет информацию о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация. В связи с этим Минфином России опубликована Информация № ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности». Кроме того, специалисты финансового ведомства рекомендуют при раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности учитывать требования Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации", введенного в действие для применения на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н. Целью настоящего МСФО (IFRS) является установление требований к представлению в финансовой отчетности организации информации, позволяющей пользователям оценить, насколько существенным является влияние финансовых инструментов на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации, а также оценить характер и размер рисков, которым организация подвержена и каким образом организация управляет этими рисками. [4] В настоящее время в России введено законодательное требование об обязательном применении Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) только для организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность. Требование Минфина РФ раскрытия информации о рисках, прежде всего, касается организаций, публикующих свою отчетность. По Закону «О бухгалтерском учете» в редакции от 21.11.1996 N 129-ФЗ обязанность публиковать годовую отчетность была возложена на ОАО, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов). Вступивший в силу с 01.01.2013 новый Закон «О бухгалтерском учете» говорит о том, что публиковать свою отчетность обязаны организации в случаях, установленных федеральными законами [1]. Это фактически означает, что обязанность публиковать свою годовую отчетность сохранится за всеми теми, кто перечислен в прежней редакции Закона, так, например, обязанность публикации годовой отчетности ОАО предусмотрена ГК РФ, кредитных организаций и страховщиков - Законами "О банках и банковской деятельности" и "Об организации страхового дела в РФ" и т.д. Требования о публикации годовой бухгалтерской отчетности имеются также в Законах "О саморегулируемых организациях", "О консолидированной финансовой отчетности", "О жилищных накопительных кооперативах", "Об ООО" и "Об АО" (в случае публичного размещения ООО или ЗАО облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг). [5] Таким образом, именно для перечисленных выше организаций Минфин РФ предполагает обязательность раскрытия информации в годовой отчетности о рисках своей деятельности. Но при этом не указывается, что это требование действует только для них. Из этого можно сделать вывод, что для полного раскрытия в своей отчетности существенной для пользователей информации сведения о потенциально существенных рисках могут иди даже должны раскрываться вообще всеми организациями. Так как риски возникают в результате неблагоприятного воздействия на хозяйственную деятельность организации различных факторов, Минфином предлагается классифицировать риски следующим образом.[2]: 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz