Север и рынок. 2013, N 2.

составляющей. В связи с этим и появился термин «архитектура предприятия» (АП), используемый для описания архитектур бизнеса и ИС как единого целого. При этом мы сталкиваемся с очень сложной задачей системного синтеза, когда надо создавать (или перепроектировать) систему-предприятие, согласовывая и взаимоувязывая вопросы основной его деятельности с базами данных, компьютерными программами и информационными технологиями. Для этого вводится должность архитектора предприятия, который должен, с одной стороны, обладать широчайшими компетенциями в перечисленных областях, а с другой - иметь большие полномочия. И здесь сразу возникает вопрос методического обеспечения построения АП. Необходимо сказать, что к настоящему времени в России накоплено крайне мало опыта в области создания АП. Это обусловлено относительной новизной идеи АП (первые работы появились в 1986 г.), а также, возможно, традиционному для России консерватизму. По большей части успешные проекты построения АП реализованы в развитых странах. В данной работе предпринята попытка устранить эту брешь и попытаться разработать вариант подхода к построению архитектуры крупного российского государственного коммерческого предприятия (ФГУП «Атомфлот»). Отправной точкой при создании АП служит осознания наличия той или иной проблемы. В ходе знакомства с предприятием, изучением направлений его деятельности была выявлена одна существенная проблема: предприятие несет финансовые потери. Они покрываются субсидиями вышестоящей организации - Госкорпорацией «Росатом», по сути, из федерального бюджета. Деятельность предприятия можно разделить на две группы: обеспечение безопасного обращения с радиационными материалами и коммерческая деятельность, связанная с судоходством на трассах Северного Морского Пути (СМП). И если от субсидирования деятельности, связанной с ядерной безопасностью отказаться вряд ли возможно, так как это является, по сути, реализацией государственной политики в этой сфере, то сокращение расходов и увеличение доходов от коммерческой деятельности является темой для изучения. Проекты по разработке углеводородных месторождений Арктики (например, Ямал-СПГ), повышение интереса к СМП со стороны иностранных грузоперевозчиков и политика государства в арктической зоне в целом создают базу для успешного развития предприятия. Однако, вопрос: сможет ли справиться предприятие с увеличением грузооборота, сможет ли обеспечить бесперебойное функционирование флота. Это требует принятия управленческих решений, «обреченных» на успех. Одновременно возникает еще один вопрос: способна ли существующая ИТ- инфраструктура обеспечить руководство информацией, необходимой для принятия правильных решений. Решение этой проблемы для данного предприятия может лежать в построении АП. На сегодняшний день предложено около десятка различных подходов к формированию АП [1]. Исторически первой возникла модель (схема) Захмана, которая преследует две основные цели - с одной стороны, логически разбить все описание архитектуры на отдельные разделы для упрощения их формирования и восприятия, с другой - обеспечить возможность рассмотрения целостной архитектуры с выделенных точек зрения или соответствующих уровней абстракции. Каждый элемент системы описывается последовательно в координации с другими [2]. Сама модель представляет собой матрицу. Начальные размеры матрицы были 3x6, затем 6x6, сегодня рассматриваются многомерные матрицы [3]. Ее преимуществами является наглядность и целостность формируемого представления без использования большого количества технических терминов. К недостаткам можно отнести отсутствие четких рекомендаций и требований к заполнению таблицы (хотя многие могут отнести это к достоинствам). Следующий методология - это TOGAF (The Open Group Architecture Framework - структура архитектуры The Open Group). Последние версии этой методологии воплощают целостную концепцию архитектуры предприятия [2]. В данной модели АП подразделяется на четыре составляющие: а) архитектура бизнеса; б) архитектура приложений; в) архитектура данных; г) архитектура технологий. Все составляющие вместе и описывают АП. Важнейшим элементом TOGAF является метод разработки архитектуры (Architecture Development Method, метод ADM) [4]. Этот метод представляет собой инструкцию по созданию архитектуры. Таким образом, TOGAF скорее архитектурный 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz