Север и рынок. 2013, N 2.

ВЫБОР МЕТОДОЛОГИИ СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ A.Ю.Луцык магистрант МГТУ по специальности «Прикладная информатика» B.В.Качала профессор кафедры информационных систем и прикладной математики МГТУ, к.т.н., доцент Аннотация. Рассмотрен вопрос выбора методологий построения архитектуры предприятия. В частности, приведен краткий анализ применимости схемы Захмана, методологий TOGAF и GARTNER, а также Архитектуры федеральной организации для создания архитектуры крупного предприятия. Ключевые слова: архитектура предприятия, схемы Захмана, методология TOGAF, методология GARTNER CHOICE OF ENTERPRISE ARCHITECTURE METHODOLOGY A. Yu.Lutsyk Graduate student on specialty “Applied informatics, Murmansk State Technical University V. V.Kachala Professor of Department of information systems and applied mathematics of Murmansk State Technical University, PhD (Engineering), Docent Abstract. The issue of choosing enterprise architecture framework is considered. In particular, brief analysis of applicability of Zachman framework, TOGAF, and GARTNER methodology as well as Architecture of a federal organization for creation of a big enterprise architecture is given. Keywords: enterprise architecture, Zachman framework, TOGAF, GARTHER methodology Современное предприятие представляет собой сложный объект, трудно поддающийся управлению. Постоянно меняющиеся условия ведения бизнеса, выражающиеся в изменении подходов государства к регулированию деятельности и изменении конъюнктуры рынка, заставляют искать все новые и новые подходы к обеспечению высокого уровня управления и оперативности принимаемых решений. Как известно, сейчас трудно представить возможность управления предприятием без использования информационных технологий (ИТ). И если исследования в области менеджмента, маркетинга и экономики во многом решили проблемы, связанные с успешным функционированием бизнеса, то вопрос эффективного взаимодействия ИТ и бизнеса на сегодняшний день остается открытым. Последние полвека происходило интенсивное внедрение автоматизированных информационных систем (ИС) на предприятиях и в организациях, для которых необходимость такого внедрения стала очевидностью. Однако в последнее десятилетие происходит переосмысление подходов к автоматизации: от «прикладного» подхода, когда автоматизация «прикладывается» к существующему предприятию, к подходу все «в одном флаконе», когда и бизнес составляющая предприятия, и автоматизации разрабатываются совместно. Традиционно все привыкли, что существующее предприятие привлекает специалистов по ИС для автоматизации своих информационных процессов. Начиналось все с автоматизации расчета зарплаты в пятидесятые годы, а сегодня мы имеем корпоративные информационные системы (КИС), охватывающие все аспекты деятельности современного предприятия. При этом ИС проектируются под существующий бизнес (исключением, пожалуй, являются банки, где информационные системы изначально закладываются основу бизнес-процессов). Это порождает ряд проблем, основные из которых следующие: • неполное понимание целей бизнеса ИТ-специалистами (рассинхронизации их целей), некоторая их «самостоятельность», и как результат - низкая эффективность автоматизации; • ИС не успевает перестраиваться за динамичным развитием бизнеса (из-за несогласованности бизнес-требования не обеспечиваются поддержкой со стороны ИС в приемлемый срок [1]). Для решения данных проблем необходимо увязывать используемые ИС с архитектурой бизнеса: ИС должны быть не только поддерживать бизнес, а быть по сути его неотъемлемой 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz