Север и рынок. 2013, N 2.

согласованный образ будущего. При этом акцент должен делаться не на ближайших изменениях, а на конструктивных отличиях будущего состояния образовательного учреждения от существующего. Процесс управления инновационным развитием территории региона предполагает процедуру планирования, которая начинается с анализа - диагностики состояния инновационного развития территории Мурманской области. Существенная роль в управлении этим процессом отводится эколого-экономической безопасности обучающихся и воспитанников как движущей силе в инновационном развитии общества. Этапы разработки методики эколого-экономической безопасности обучающихся и воспитанников можно объединить в четыре блока: - конкретизированные цели и задачи; - расчет их финансового и материального обеспечения; - методы решения задач и достижения целей; - оценка результативности и эффективности внедрения. Под источниками в данном случае мы понимаем то, что дает начало формированию инновационной среды региона, способной адаптироваться к изменившейся ситуации и развиваться, обеспечивая стабильность в удовлетворении потребностей населения. Источники (изменения, обновления и перемены) можно в свою очередь, классифицировать по ряду критериев: организационные, социальные, экологические, экономические (внешнеэкономические), нормативно-правовые, политические, кадровые.[6] Они, вероятно, должны подкрепляться и поддерживаться потенциалом региона, рациональное использование которого обеспечит постоянное сохранение динамического равновесия и качества эколого-экономической безопасности субъектов инновационной среды. Вслед за этим желательно разработать нормативы и детальные программы действий, используя для этого самые разнообразные методы и приемы, учитывающие традиции и ценности соответствующего уровня эколого-экономической безопасности обучающихся и воспитанников в регионе. Поскольку действия, ведущие к переменам, осуществляются, исходя из сложившегося видения их необходимости, постольку первым и важнейшим шагом в работе над составлением методики определения уровня эколого-экономической безопасности следует признать формирование таких перспектив будущего (видения проблем и возможностей их решения), которые примут подавляющее большинство руководителей образовательных учреждений и населения региона. Для эффективного управления инновационным развитием региона важно понимание того, что сама необходимость развития объективно обусловлена свойствами дезорганизации (хаоса) и организации (порядка), присущими всякой социальной системе. Теоретическое осмысление рассматриваемой проблемы приводит к выводу, что эколого­ экономическое развитие региона есть процесс преодоления противоречий упомянутых двух начал и обеспечения их относительно равновесного состояния. Таким образом, процесс инновационного развития территории региона - это не просто поиск и реализация некоторой совокупности мер по осуществлению тех или иных перемен, а творческая стратегия субъектов власти и руководителей образовательных учреждений, которая требует соблюдения ряда принципов. В режиме функционирования этой системы изменениями должны быть охвачены: - социальная, экологическая и экономическая среда; - организационные структуры; - методы управления; - информационные модели; - персонал управления. Мониторинг состояния инновационного развития территории региона [7] подтверждает, что наиболее слабой стороной, исключающей возможность эффективной эколого-экономической безопасности обучающихся и воспитанников, остается некомплектность разработок, что в свою очередь обуславливается непониманием всей значимости системного подхода к управлению инновационным развитием. Передовой опыт управления позволяет признать желательным маркетинговый анализ исходной точкой разработки стратегии развития региона. Данная классификация может быть использована при поиске резервов инновационного развития региона. Она позволяет из большого многообразия резервов выбрать наиболее приемлемые для конкретной 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz