Север и рынок. 2013, N 2.
общественной презентации отчетов органов управления образованием и образовательных учреждений о своей деятельности, сколько в общественном участии в образовательной деятельности [3]. Инновационная система Российской Федерации представляется как комплекс институтов, функционирующих в экономической, социальной и политической среде, осуществляющих определенные виды деятельности в инновационной сфере - создание, диффузию и освоение инноваций. Эколого-экономическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды региона от угроз, вызванных воздействием жизнедеятельности людей и отраслей экономики на природную среду и, в свою очередь, природной среды на людей и субъекты хозяйствования [4]. Если в качестве основных субъектов инновационного развития территории региона рассматривать представителей хозяйствующих субъектов, природу и общество, то можно представить взаимосвязь их отношений как систему эколого-экономической безопасности. Под ней понимается интеграция общества, экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование людей, производства и протекание естественных процессов в природе. Необходимо отметить то, что безопасность как понятие включает в себя три основных элемента: интересы различных субъектов - угрозы неосуществления данных интересов - защита от угроз. Интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает само существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. Угрозы - это объективно существующие возможности нанесения какого-либо вреда личности, обществу, государству, окружающей среде, они интерпретируются как определенное состояние системы, при котором жизненно важные интересы ее субъектов находятся в опасности. [5] Стратегическое инновационное развитие образования обеспечивает развитие единой образовательной среды Мурманской области, среди которых ведущая роль принадлежит проведению региональной образовательной политики, направленной на сетевое взаимодействие всех элементов единой эколого-экономической системы Мурманской области: «общество», «природа», «образование», «воспитание», «обучающийся», «воспитанник», «культура», «управление», «устойчивое развитие». Эти параметры социально значимы и представлены в методике оценки уровня эколого экономической безопасности обучающихся и воспитанников в регионе. Эколого-экономическое развитие образовательной политики региона связано с качественными и структурными переменами, суть которых, на наш взгляд, сводится к формированию иной среды функционирования образовательных учреждений, адаптированной к изменившейся ситуации и способной обеспечивать динамическое равновесие, которое отличается следующими признаками: - стабильностью, способствующей достижению текущих задач; - восприимчивостью и способностью к нововведениям; - необходимым временем для обеспечения надлежащего изменения в целях и средствах; - адаптивностью для соответствующей реакции на внешние и внутренние возможности и требования образовательной среды. Таким образом, эколого-экономическое развитие региона можно трактовать как процесс, ориентированный на постоянное сохранение его динамического равновесия посредством целе направленного использования имеющегося потенциала и условий внешней среды. В ходе постепенного накопления изменений и перемен субъекты региональной политики - образовательные учреждения региона - в определенный момент достигают определенного предела своего эколого-экономического роста. В результате они ставятся перед необходимостью выбора альтернативы: либо согласиться с неизбежностью сокращения деятельности, либо предпринять усилия по развитию с целью перехода в качественно новое состояние и на более высокий уровень функционирования. Для решения проблем эколого-экономического развития соответствующие подразделения администрации муниципального образования должны концентрировать свои усилия на определении целей, задач и направлений деятельности, разработке технологии их достижения с тем, чтобы обеспечивать регулярный переход экономики из одного состояния в другое, способствующее повышению эффективности удовлетворения потребностей населения в качественном образовательном процессе. Видение перспективы вырабатывается в суждениях о будущем развитии учреждения. Есть основания утверждать, что в процессе коллективного обсуждения может быть сформирован 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz