Север и рынок. 2013, N 2.

является организация самостоятельной деятельности субъектов по решению вопросов эколого­ экономического развития территории с помощью методов, сложившихся на основе исторических традиций. Изучение практики управления эколого-экономической безопасностью показывает, что органы власти субъектов РФ решают круг вопросов, касающихся многих сторон жизнедеятельности населения на территории региона. Этим затрагивается спектр интересов населения и система хозяйственных связей. Они реализуются во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями администраций, а также предприятий и учреждений по следующим основным направлениям: - социальное, бытовое, коммунальное, культурное обслуживание населения; - экология и санитарное состояние территории региона; - благоустройство и застройка территории; - использование жилых и нежилых помещений и др. Реализация хозяйственных связей требует наличия соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей совокупность отношений, возникающих на уровне субъекта Российской Федерации. Экономическую основу составляют природные ресурсы (земля, вода, леса), находящиеся в границах территории региона, недвижимое и движимое имущество, входящее в состав собственности субъекта РФ, средства бюджета, то есть государственная собственность, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения региона. Для Российской Федерации сегодня, как никогда, актуален анализ общих черт и специфики развития регионов как сложных развивающихся эколого-экономических организмов. Регион, являясь открытой, незамкнутой системой, представляет собой определенное единство взаимосвязанных и дополняющих подсистем, влияющих на качественные и количественные характеристики, создавая разветвленные хозяйственные связи с соседними территориями, с другими муниципальными образованиями, регионами, а также зарубежными странами. Инновационное развитие региона в этой связи обозначает накопленный потенциал, обеспечивающий технологический прорыв, рост производительности, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона и его институтов. Все изменения происходят, с одной стороны, в интересах населения, так как связаны с улучшением процесса удовлетворения их потребностей. С другой стороны, нередко можно встретить и деструктивные изменения, когда региональная власть, используя данные ей полномочия, осуществляет изменения в своих корыстных целях путем перераспределения природных ресурсов, осуществления коммерческих сделок по закупкам в ущерб развитию собственного производства. Данный тип изменений («то, что дает начало чему-либо, то, откуда исходит что-либо») не является в прямом смысле источником эколого-экономического развития региона, хотя и создает условия, при которых возмущающее воздействие оказывает существенное влияние на происходящие процессы, поэтому перемены в эколого-экономическом развитии региона характеризуют состояние, сложившееся на конкретный момент времени в результате тех или иных изменений, что помогает судить об оптимизации процесса управления. Вероятно, что понятие перемены сопряжено с обновлением, при этом количественные и качественные изменения эколого-экономического развития региона должны превысить определенный порог значений. Практика регионального управления выявляет недостаточную эффективность существующих эколого-экономических и управленческих механизмов, определяющих заинтересованность в решении экологических проблем менеджеров, в том числе и руководителей образовательных учреждений. Они, в свою очередь, являются представителями хозяйствующих субъектов, которые способствуют развитию инновационной экономики, и одновременно источниками эколого-экономической опасности (обращаем внимание, что только пятая часть всех учреждений и предприятий в стране не превышает допустимые экологические нормы). Предполагается, что управление инновационным развитием региона с учетом эколого­ экономической безопасности должно быть направлено на совершенствование эколого-экономической деятельности субъектов системы управления регионом. Сегодня сделан однозначный вывод о том, что развитие образования невозможно без его открытости перед обществом, которая заключается не столько в регулярной публикации и 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz