Север и рынок. 2013, N 2.
реализации государственной политики в процессе активного природопользования на территории Арктики, в том числе разграничивается компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривается льготное налогообложение и кредитование, устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности. Реализация государственной политики в АЗРФ основывается на развитии транспортной сети и инфраструктуры. Для субъектов РФ, территории которых полностью или частично входят в АЗРФ, устанавливаются повышенные нормативы зачисления в их бюджеты поступлений от федеральных налогов, причем дополнительные доходы бюджетов в полном объёме направляются на социально-экономическое развитие территорий. Трудовые отношения в АЗРФ предлагается выстраивать на основе срочных (на 2 года) договоров и вахтовым методом. Предоставление дополнительных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в АЗРФ, по-прежнему возлагаются на региональные и местные бюджеты и работодателей. Основная направленность политики российского государства в зоне Арктики заключается в расширении ресурсной базы АЗРФ, причем, как было отмечено выше, поставленная задача вовлечения Арктики в мировую экономическую систему по своей масштабности и принципиальной сложности сопоставима с ракетно-ядерной проблемой прошлого века. При этом те экономические условия, которые складываются сегодня, требуют новых инновационных подходов к исследованиям в районах Севера и Арктического российского шельфа. Тем более, что экономика российских и арктических районов базируется на переработке уникальных сырьевых запасов природных ископаемых [5]. В ближайшее десятилетие, согласно планам руководства Российской Федерации должна быть расширена ресурсная база углеводородов в Арктической зоне страны. Ведущая роль в деле расширения ресурсной базы углеводородов и освоения территорий Арктики сегодня отводится и Ненецкому автономному округу (НАО), т.к. географическое расположение наиболее выгодно для этого, и здесь нефтяная промышленность является основой экономики региона. Существенное значение имеет и то, что «наибольшим уровнем экономической безопасности среди регионов Северного экономического района обладает: Ненецкий автономный округ»[6] Ненецкий АО занимает первое место по этому индикатору. Сегодня Ненецкий автономный округ по праву называют форпостом Российской Федерации в деле освоения побережья Арктики. С учетом того, что 98% всех налоговых поступлений идет за счет нефтедобычи правительство НАО выстраивает прочные взаимоотношения со всеми нефтяными компаниями. Поддерживаются также перспективные планы Минтранса о создании флота с тем, чтобы созданный флот мог в районах судоходства осуществлять патрулирование. Предположительно такой флот мог бы вести еще и поиск, и оказание помощи судам, которые терпят бедствие, а главное возникает возможность у такого флота ликвидирования нефтеразливов. Сложившаяся вокруг развития и обустройства Арктики ситуация уже сейчас требует для ее безопасного освоения работы по созданию целого комплекса подготовки кадров как средней, так и высшей квалификации. Литература 1. Путин В.В. «Нам нужна новая экономика»/ http: / /www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadacha h#ixzz1kvuNok66 2. Нарышкин С.Е. Иностранные инвестиции и развитие экономики России / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Санкт-Петербург, 2010. 3. Оноприенко Р.А. «Приразломная» - первый шаг к освоению месторождений Арктики /Деловая карта России. 2012. Санкт-Петербург. С.14-15. 4. Котомин А.Б. Проблемы и инновационные подходы к организации сейсморазведки углеводородов на российском шельфе арктических морей / Север и рынок: формирование экономического порядка № 2(28). 2011. КНЦ РАН. Апатиты. С.127. 5. Победоносцева Г.М. Теоретический аспект некоторых инновационных подходов к освоению ресурсов Арктического шельфа России// Север и рынок: формирование экономического порядка № 2(28). 2011. КНЦ РАН. Апатиты. С.134. 6. Ульченко М.В. Некоторые аспекты экономической безопасности Северных регионов / Север и рынок: формирование экономического порядка № 2(28). 2011. КНЦ РАН. Апатиты. С.39. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz