Север и рынок. 2013, N 2.

Поскольку рентабельность в добыче топливно-энергетических ресурсов более чем в 3 раза выше, чем в иных высокотехнологичных отраслях, возрастает роль государственного стратегического планирования. Реализация масштабного Арктического проекта предоставляет возможность инновационного социально-экономического развития территории Арктической зоны Российской Федерации, причем для достижения успеха необходимо решить задачи, связанные с технологиями, расширением объемов поисковых и разведочных работ, капиталом, человеческими ресурсами. На текущий момент изученность шельфа арктических морей невысока и крайне неравномерна, наименее изучен шельф восточно­ арктических морей - Лаптева, Чукотского, Восточно-Сибирского. Здесь не пробурено ни одной скважины. Параметрическое бурение не выполнено также в северных частях Баренцева и Карского морей[4]. Важным фактором является и законодательное признание АЗРФ не просто сырьевым придатком страны, а зоной ее стратегических интересов. Процесс освоения ресурсов должен учитывать не только интересы компаний, осуществляющих производственную деятельность в нефтегазовом секторе, но и социально - эконо­ мические интересы региона, в котором ведётся разработка месторождений. С этой целью необходимо проводить значительную подготовительную работу по формированию соответствующей инфраструктуры, в том числе учитывая опыт освоения вахтовым методом Ванкорского нефтегазового месторождения в Красноярском крае. Обеспечив увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет и обеспечив дополнительную занятость населения, этот проект не в полной мере способствовал модернизационному развитию собственной промышленности края, т.е. не был достигнут мультипликативный эффект экономического роста региона. По-видимому, в расчете на то, что с началом освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения сразу же будут решены все социально-экономические проблемы, в Мурманской области не сумели в полной мере решить задачу экономического роста и привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты. Приостановка «Штокмана» вместе с решением о закрытии особой экономической зоны (ОЭЗ) может ухудшить перспективы социально-экономического положения Мурманской области (табл.2). Таблица 2 Ситуация в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, территории которых (полностью или частично) предполагаются к отнесению к Арктической зоне РФ (АЗРФ) по оценке Минрегионразвития РФ Период 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. (январь-август) Показатель сводного индекса выше среднего ниже среднего выше среднего ниже среднего выше среднего ниже среднего выше среднего ниже среднего Социально-экономи­ ческое положение 1,3,4,5,6 2 1,3,4,5,6 2 1,3,4,5,6 2 1,3,4,5,6 2 Реальный сектор экономики 1,3,4,5,6 2 1,4,5,6 2,3 1,3,4,5,6 2 1,3,4,5,6 2 Инвестиционная привлекательность 1,3,4,5,6 2 1,3,4,6 2,5 1,3,4,5,6 2 1,3,4,5,6 2 Доходы и занятость населения 1,3,4,5,6 2 3,4,5,6 1,2 1,3,4,5,6 2 3,4,5,6 1,2 Таблица составлена по данным Минрегионразвития РФ Условные обозначения сокращений названий субъектов РФ: 1. Красноярский край (Таймырский АО) 2. Мурманская область 3. Ненецкий АО 4. Республика Саха (Якутия) 5. Чукотский АО 6. Ямало-Ненецкий АО В проекте федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» впервые на законодательном уровне дается определение Арктической зоны как особого объекта государственного управления и регулирования. Определены границы Арктической зоны, система государственного стратегического планирования социально-экономического развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности России в Арктике. Также формулируются цели и принципы 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz