Север и рынок. 2013, N 2.
К началу второго квартала 2013 г. предполагается, что будет доработан проект Федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» [16], который был уже принят Государственной Думой в первом чтении в 2011 г. В связи с проведением в 2013 г. в России Года охраны окружающей среды можно ожидать окончательного принятия указанного законопроекта до конца текущего года. Законопроект является важной законодательной инициативой в области технологической модернизации производства и предусматривает реформу механизма сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду. В своем выступлении на заседании Государственной Думы (ГД) 13 марта 2013 г. председатель Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашин заявил, что экологически опасным предприятиям «придется переходить на принципы наилучших существующих доступных технологий, и от этого никуда не деться» [17], несмотря на заявления промышленников об отсутствии средств на разработку технологий и закупку соответствующего оборудования. В условиях предстоящего перехода экологически опасных объектов на наилучшие доступные технологии особое значение для горнопромышленных предприятий Мурманской области, по нашему мнению, приобретают такие направления природоохранных мероприятий как: - создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля; - создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод; - строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства; - научно-исследовательские и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства. Указанные мероприятия уже сейчас можно проводить за счет корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Сотрудничество с институтами Кольского научного центра РАН в области научно-исследовательских и проектных работ, направленных на обеспечение экологической безопасности производства, позволит предприятиям-природопользователям стимулировать развитие природоохранной инновационной деятельности и своевременно осуществить переход на наилучшие доступные технологии. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что существует экономическая возможность и целесообразность использования механизма корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду в качестве инструмента стимулирования экологически опасных объектов к внедрению наилучших доступных технологий. Исследование выполнено при поддержке гранта Минобрнауки по ФЦП «Научные и научно педагогические кадры современной России», № 2012-1.2.1-12-000-3002-007 «Формирование стратегических приоритетов развития российской Арктики». Литература 1. Харитонова Г.Н. Совершенствование экологической экспертизы в ходе реформы государственного управления охраной окружающей среды // Север и рынок: формирование экономического порядка. Том 1. № 27. 2011. С.133-140. 2. Харитонова Г.Н., Алиева Т.Е. Анализ природоохранной деятельности и эффективности государственного экологического управления в кризисный период // Север и рынок: формирование экономического порядка. Том: 2. № 26. 2010. С. 112a-119. 3. Отчеты об исполнении бюджета Мурманской области за 2008-2011 гг. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://budget.gov-murman.ru/observance/regbud.shtml 4. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на 01.01.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.gov- murman.ru/budget_execution/execution_reports/index.html?show=all&page=2 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz