Север и рынок. 2013, N 1.

Технологическая интеграции двух частей ЭЭС ЕСР в единый комплекс обеспечит: 1) повышение энергобезопасности, поскольку системное объединение позволит диверсифицировать структуру энергоисточников по типам и ресурсам, нивелировать потенциальные угрозы преимущественно моногазовой ресурсной ориентации электроэнергетики восточной части; 2) снижение себестоимости электроснабжения в результате оптимизации загрузки наиболее эффективных энергоисточников; 3) повышение надежности электроснабжения потребителей, так как возрастет количество возможных альтернатив поставок; 4) выравнивание ценовых различий благодаря объединению рынков; 5) развитие конкурентных отношений за счет увеличения субъектов рынка. Объединение двух частей ЭЭС ЕСР возможно путем создания прямой межсистемной связи (например, двухцепной ЛЭП 220 по трассе Обозерское - Беломорск - Кемь) и значительного усиления магистральных сетевых мощностей. Преодолению относительной изолированности Архангельской и Коми энергосистем может способствовать развитие сетевых связей с энергосистемами Вологодской и Кировской областей. Но обе эти энергосистемы являются дефицитными по обеспеченности собственными генерирующими мощностями, недостаток которых покрывается значительными межрегиональными поставками от энергоисточников ОЭС Центра и ОЭС Урала. Следовательно, развитие системных связей восточных регионов ЕСР в южном направлении зависит от предельного потенциала транзита и конкурентоспособности передаваемой энергии. Согласно проектам развития ЭЭС России на перспективу до 2020 года, включенным в официально утвержденные документы [4, 5], пространственная структура ЭЭС ЕСР существенно не изменится. Сохранится относительная изолированность восточной части (при формальном включении в ОЭС Северо-Запада), существенно не изменится структура и мощность энершисточников, усилятся региональные и межрегиональная системные сетевые связи Архангельской и Коми энергосистем, повысится потенциал межсистемной связи с Вологодской областью для транзита энергии из ОЭС Центра. Для западной части планируется увеличение мощности системообразующей связи Кольская - Карельская - Ленинградская ЭЭС и значительный прирост потенциала атомной энергетики, причем с превышением избытка генерирующей мощности в этой части ОЭС Северо-Запада сверх нормируемых резервов. Следовательно, в результате запланированного развития различия в потенциале электроэнергетического хозяйства в рассматриваемых частях ЕСР будут возрастать. В заключение следует подчеркнуть, что одной из целей пространственного развития экономики и энергетики является уменьшение межрегиональных диспропорций - рациональное выравнивание условий жизнедеятельности, в том числе энергоснабжения, его доступности, качества, надежности и эффективности. Следовательно, планы и проекты модернизации энергетической инфраструктуры должны обеспечивать сбалансированное пространственное развитие. Решению этой задачи должно способствовать усиление системных электроэнергетических связей и формирование мощных интегрированных сетевых структур трансрегионального уровня. Для того чтобы рационально концентрировать усилия и ресурсы на «слабых» объектах и связях, необходим систематический анализ свойств и оценка эффективности различных сегментов пространственной структуры национального энергетического хозяйства. Литература 1. Лаженцев В.Н. Пространственное развитие (примеры Севера и Арктики) / В.Н.Лаженцев // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2010. № 1. С. 97-104. 2. Север и Арктика в пространственном развитии России: научно-аналитический доклад / Научный совет РАН по вопросам регионального развития; СОПС при Миюкономразвития РФ и Президиуме РАН: ИЭП Кольского НЦ РАН; ИСЭ и ЭПС КомиНЦ УрО РАН. Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2010.213 с. 3. О тарифах на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке по договорам в рамках предельных (минимальных и максимальных ) объемов продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам): приказ Федеральной службы по тарифам от 24 ноября 2009 г. № 326-э/3; ФСТ РФ, 2012 г. [Электронныйресурс]. URL: htt]3:/Д \\\\\.fstrf.rti/tariflfs/iiifb tarif7с1 ectro/2()10 /1 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. № 215-р. (с «Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.») // Собрание законодательства РФ, 17.03.2008, № 11 (ч.П), ст. 1038 [Электронныйресурс]. Система «КонсультантПлюс». 5. Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2012-2018 годы: приказ Минэнерго РФ от 13.08.2012 № 387; Минтопэнерго РФ, 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minenergo.gov.ru/upload/iblock/0d4/0d43dc46558268f5b0d4dei270142be9pdf 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz